Духовная жизнь человека ХХ века

Культура и искусство » Мировая культура XX века » Духовная жизнь человека ХХ века

Современный человек все больше начинает рассматривать искусство с точки зрения повседневного и полезного, относиться к нему как к продукту дизайна, того «бледного удовольствия», к которому все больше стало сводиться эстетическое наслаждение прекрасным. Конечно, ничего подобного мы не встречаем в предшествовавшие эпохи. Эстетическое созерцание сегодня все более не свободно от прагматического интереса к предмету искусства, да и оно все менее остается искусством и все более декоративным оформлением окружающей человека обстановки, который ценит больше комфортные условия существования и все меньше умеет эстетически наслаждаться прекрасным.

Внешние конфликты переходят во внутренний план и становятся конфликтами духовной сферы человеческого бытия - их и пытались осмыслить экзистенциалисты. У Хайдеггера эти процессы вызывали «тревогу», а у Сартра - «тошноту». Направление человеческих усилий на поиски смысла своего существования в мире («бытия-в-мире») отчасти оправдывали его жизнь, но нередко человеком овладевали просто скука или «русская хандра». Кьеркегор был одним из первых философов, кто придал субъективным чувствам (страх, меланхолия, скука и прочее) онтологический статус, подчеркнув объективность их бытия в мире. Камю рассматривал абсурдность как чувство, которое наиболее точно характеризует бытие человека, живущего в XX в., - оно рождается из скуки, перечеркивая значимость всех других переживаний. В рутине повседневности человек все чаще начинает задавать вопрос: «А стоит ли вообще жить?», не имея высшего смысла и благодати, - размышляет Камю. «Абсурд - это грех без Бога», который связан с ностальгией и тоской по потерянному раю.

Как это ни парадоксально, но у абсурда много общего со здравым смыслом, - считает Камю. Чтобы преодолеть вседозволенность и абсурдность существования, необходимо стремиться выработать в себе «ясность видения и полноту переживания». Высшим уделом человека становится умение нести бремя жизни, не смиряясь с ним. Ощущение полноты жизни дает, по мнению Камю, самоотдача в творчестве - она и является той вершиной, к которой необходимо стремиться.

Еще по теме:

Русская матрёшка
Матрёшка - настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но матрёшка не лентяйка, в руках у неё то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами-ягодами. Но, главное, эта куко ...

Премии в области литературы
Исторически литературное творчество получило свое развитие задолго до возникновения письменности, существуя в виде устно-поэтического творчества, например, сказаний, легенд, передававшихся от сказителя к слушателю в качестве информации, им ...

Религия в современной Японии
Поражение Японии во второй мировой войне и крушение милитаристско-шовинистических планов пошатнуло устои официальной религии. Оккупационные американские власти издали в 1945 г. «директиву» об отделении синтоистской религии от государства. ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация