Определение и природа мистики

Культура и искусство » Мистическая духовная традиция » Определение и природа мистики

Европейские исследователи часто проводили различие между философией и мистикой. Если философия при этом оценивалась как универсальное, всеохватное сознание, то мистика воспринималась нередко как сугубо индивидуальное, хотя и распространенное переживание. Мистицизм, т.е. истолкование мистики, хотя и использует рассудочную форму, отнюдь не выступает во всеоружии интеллекта.

Русские религиозные мыслители 19 и начала 20 века признавала за мистикой высокий духовный статус.

В рассуждениях православных философов мистика – это совсем не свод наивных иллюзий, слепых верований, помутнений души. Для них это древняя и глубокая духовная традиция. Рассматривая культуру как совокупный духовный опыт человечества, они видели в этой сокровищнице достояние, восходящие к специфически человеческому.

Люди верят в существование иных миров. Истово собирают сведения о гуманоидах и супербогах из космических цивилизаций. В мистических трактатах они пытаются отыскать древнее утраченное знание, в мантре – возможность слиться с Духом. Кое-кто побаивается всесильного дурного глаза. Многие надеются на внезапное и исступленное богообщение. Кому-то ужасно хочется набросить на себя желтое сари и поставить чудодейственную точку на переносице.

Что же такое мистика? Слово "Мистический" часто употребляется в смысле, тождественному по существу со словом "религиозный". Однако между мистикой и религией существует различие, которое в культурологическом смысле можно считать принципиальным. Осознать это несовпадение двух феноменов можно, если попытаться описать состояние человека, захваченного религиозным или мистическим опытом.

Написанная в самом начале нашего века книга известного американского философа У.Джеймса "Многообразие религиозного опыта" претендует на всепроникающее постижение феномена религии. По существу, это своеобразная энциклопедия мистических переживаний, свод исповеданий святых и пророков, размышление над интуитивными прозрениями, к которым автор относится с предельным вниманием исследовательской пытливостью.

Джеймс отвергает бесстрастное, умозрительное, чисто интеллектуальное истолкование религии. Они видит в ней живое, трепетное чувство, невыразимые и многочисленные роптания души. И вместе с тем хочет понять, как соотносится религия с самой жизнью, с ее практическими установками.

Еще по теме:

Валуйский историко-художественный музей
Основан в 1964 году. С 1964 - музей изобразительных искусств на общественных началах, с 1987 - Валуйский филиал Белгородского художественного музея. Общая площадь - 750 кв. м. Экспозиционная площадь - 413 кв. м. Фондовая площадь - 24 кв. ...

Музыка в пространстве музея
Это не полемическая статья, не научный текст. Это даже не лекционный путеводитель "по странам и континентам", предлагающий сопровождать программы, составленные из сочинений тех или иных композиторов слайдами с рекомендуемыми (сп ...

Характеристика календарных праздников
С момента появления человека на земле он постоянно соприкасается с окружающим миром и осваивает его. Веками создаются и развиваются трудовые навыки, которые приобретают особенно важное значение в эпоху земледелия. Именно тогда «ритм жизни ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация