Опера

Культура и искусство » Музыка как вид искусства » Опера

Страница 2

Несколько позднее новый вызов условностям оперы-сериа был брошен со стороны «низких» форм музыкальной культуры. Параллельно «серьезной» опере существовали и развивались такие незатейливые, простонародные жанры, как опера-буффа (в Италии), комическая опера или комедия с ариеттами (во Франции), балладная опера (в Англии), зингшпиль (в Германии). С течением времени они начали существенно влиять на оперу-сериа, которая эволюционировала в направлении более свободной и гибкой трактовки стандартных сюжетных ходов и музыкальных форм. Строгая схема арии da capo подверглась значительным модификациям; появились совершенно новые разновидности арии; возросло значение речитатива с оркестровым сопровождением и хора. В конечном счете наступило фактическое слияние итальянских и французских стилистических черт.

Главными этапами этого эволюционного процесса стали оперные реформы Т.Траэтты, Н.Йоммелли и особенно К.В.Глюка. Принципы глюковской реформы изложены в его предисловии к изданию партитуры оперы «Aльцеста» и сводятся в основном к следующему: музыка должна выражать содержание поэтического текста; следует избегать оркестровых ритурнелей и особенно вокальных украшений, которые лишь отвлекают внимание от развития драмы; увертюра должна предвосхищать содержание драмы, а оркестровое сопровождение вокальных партий — соответствовать характеру текста; в речитативах должно быть подчеркнуто вокально-декламационное начало, то есть контраст между речитативом и арией не должен быть чрезмерным.

Большая часть этих принципов воплотилась в первой и лучшей из реформаторских опер Глюка «Орфее и Эвридике». Речитативы с оркестровым сопровождением, ариозо и арии не разделены в этой опере резкими границами, а отдельные эпизоды — в том числе танцы и хоры — объединены в крупные сцены со сквозным драматическим развитием. В отличие от сюжетов опер-сериа с их запутанными интригами, переодеваниями и побочными линиями, сюжет «Орфея» апеллирует к простым человеческим чувствам.

Важное значение для истории оперы имела и реформа венецианского драматурга К.Гольдони и его соотечественника, композитора Б.Галуппи - создателей более сложной и богатой разновидности оперы-буффа, известной под жанровым наименованием веселая драма. Высший синтез оперы 18 века был достигнут в зрелом творчестве В.А.Моцарта.

К началу 19 века даже «серьезная» опера перестала быть искусством для богатой и высокородной аудитории и сделалась достоянием широкой публики. На волне этого процесса «демократизации» возникла и расцвела опера спасения. Вкусами широкой публики был предопределен и расцвет французского романтического жанра grand opera с захватывающими сюжетами, колоритной оркестровкой и масштабными хоровыми сценами. В Германии особой популярностью пользовались оперы на сказочные и фантастические сюжеты.

В 19 веке на востоке Европы сложились новые значительные оперные школы - русская, чешская, позднее также польская, венгерская и др. На ранних этапах становления они опирались на национальную историю и фольклор и в то же время активно ассимилировали западноевропейский опыт.

Это новое течение породило ряд шедевров, среди которых выделяется «Борис Годунов» М.П.Мусоргского.

В 20 веке способность традиционных оперных форм к обновлению и развитию была убедительно доказана творчеством таких композиторов, как Р.Штраус, Л.Яначек, А.Берг, С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, Б.Бриттен, И.Ф.Стравинский и др.

Тогда же возникло множество новых жанров музыкально-театрального искусства, в т.ч. камерная опера, рок-опера, различного рода экспериментальные и синтетические формы.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Валаам
Валаамский архипелаг включает около пятидесяти островов, расположенных в Карелии. Общая площадь около 36 квадратных километров. Главный остров – Валаам - находится в северной части Ладожского озера в 22 км от материка. Этот не только свят ...

Возрождение и реформация
Терминами «Возрождение» и «Реформация» называют целую эпоху в западноевропейской истории, обозначавшую переход от средневековья к Новому времени, от феодальных отношений к буржуазным. Возрождение – понятие более широкое, его используют дл ...

«Три богатыря»
Богатырь в нашем представлении- это прежде всего воплощение смелости, отваги, силы. Таковы и герои картины - могучий Илья Муромец, выдержать которого может только сказочный Вороньюшка ( и конь под Ильей, словно лютый зверь, он сам на коне ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация