Опера

Культура и искусство » Музыка как вид искусства » Опера

Страница 2

Несколько позднее новый вызов условностям оперы-сериа был брошен со стороны «низких» форм музыкальной культуры. Параллельно «серьезной» опере существовали и развивались такие незатейливые, простонародные жанры, как опера-буффа (в Италии), комическая опера или комедия с ариеттами (во Франции), балладная опера (в Англии), зингшпиль (в Германии). С течением времени они начали существенно влиять на оперу-сериа, которая эволюционировала в направлении более свободной и гибкой трактовки стандартных сюжетных ходов и музыкальных форм. Строгая схема арии da capo подверглась значительным модификациям; появились совершенно новые разновидности арии; возросло значение речитатива с оркестровым сопровождением и хора. В конечном счете наступило фактическое слияние итальянских и французских стилистических черт.

Главными этапами этого эволюционного процесса стали оперные реформы Т.Траэтты, Н.Йоммелли и особенно К.В.Глюка. Принципы глюковской реформы изложены в его предисловии к изданию партитуры оперы «Aльцеста» и сводятся в основном к следующему: музыка должна выражать содержание поэтического текста; следует избегать оркестровых ритурнелей и особенно вокальных украшений, которые лишь отвлекают внимание от развития драмы; увертюра должна предвосхищать содержание драмы, а оркестровое сопровождение вокальных партий — соответствовать характеру текста; в речитативах должно быть подчеркнуто вокально-декламационное начало, то есть контраст между речитативом и арией не должен быть чрезмерным.

Большая часть этих принципов воплотилась в первой и лучшей из реформаторских опер Глюка «Орфее и Эвридике». Речитативы с оркестровым сопровождением, ариозо и арии не разделены в этой опере резкими границами, а отдельные эпизоды — в том числе танцы и хоры — объединены в крупные сцены со сквозным драматическим развитием. В отличие от сюжетов опер-сериа с их запутанными интригами, переодеваниями и побочными линиями, сюжет «Орфея» апеллирует к простым человеческим чувствам.

Важное значение для истории оперы имела и реформа венецианского драматурга К.Гольдони и его соотечественника, композитора Б.Галуппи - создателей более сложной и богатой разновидности оперы-буффа, известной под жанровым наименованием веселая драма. Высший синтез оперы 18 века был достигнут в зрелом творчестве В.А.Моцарта.

К началу 19 века даже «серьезная» опера перестала быть искусством для богатой и высокородной аудитории и сделалась достоянием широкой публики. На волне этого процесса «демократизации» возникла и расцвела опера спасения. Вкусами широкой публики был предопределен и расцвет французского романтического жанра grand opera с захватывающими сюжетами, колоритной оркестровкой и масштабными хоровыми сценами. В Германии особой популярностью пользовались оперы на сказочные и фантастические сюжеты.

В 19 веке на востоке Европы сложились новые значительные оперные школы - русская, чешская, позднее также польская, венгерская и др. На ранних этапах становления они опирались на национальную историю и фольклор и в то же время активно ассимилировали западноевропейский опыт.

Это новое течение породило ряд шедевров, среди которых выделяется «Борис Годунов» М.П.Мусоргского.

В 20 веке способность традиционных оперных форм к обновлению и развитию была убедительно доказана творчеством таких композиторов, как Р.Штраус, Л.Яначек, А.Берг, С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, Б.Бриттен, И.Ф.Стравинский и др.

Тогда же возникло множество новых жанров музыкально-театрального искусства, в т.ч. камерная опера, рок-опера, различного рода экспериментальные и синтетические формы.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Можайский Лужецкий Ферапонтов монастырь
Можайский Лужецкий монастырь, основанный преподобным Ферапонтом Белозерским на живописном берегу Москвы-реки и недавно отметивший свое 600-летие, не однажды оказывался в самой гуще исторических событий: будь то XVI век, когда из стен обит ...

Раннее творчество и интриги
Четыре года спустя после смерти жены отец Дали женился на бывшей жене своего брата. Дали счел это предательством. Так родилась одна из самых первых его аллегорий, основанная на истории Вильгельма Телля, которого Дали превратил в Эдиповск ...

Мировые религии. Отечественная культура XX века
Этимологически термин религия восходит к латинскому глаголу religate (связывать). Религия как явление включает в себя ряд компонентов: · вероучение: верования, составляющие систему догматов, ведущую начало от мифологии данной религии; ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация