Цвет в костюме

Культура и искусство » Народный костюм и его интерпретация в современной моде » Цвет в костюме

У разных народов существовали различные обозначения и назва­ния цвета. Нередко встречаются такие названия, как веселые и груст­ные, свежие и тусклые, что часто соответствует настроению человека. В традиционной одежде встречаются практически все основные цвета, известные по шкале цветовосприятия: белый, красный, черный, зеле­ный, желтый, голубой, коричневый, фиолетовый, розовый, оранжевый, серый.

Известно, что эмоционально-психологическое воздействие цвета на человека проявляется в различном воздействии на органы чувств (возбуждающем, успокаивающем, угнетающем). Человек воспринимает цвета как теплые и холодные, радостные и печальные, объемные и плос­кие, легкие и тяжелые. Теплые цвета зрительно увеличивают объем и поверхность одежды, а холодные - уменьшают их.

Через цветовую гамму выражалась возрастная принадлежность одежды: для детей - нежные, светлые пастельные цвета; для подрост­ков яркие, контрастные; для взрослых - сложные цветовые сочетания от ярких до пастельных; для людей пожилого возраста, стариков - спо­койная, зачастую темная цветовая гамма.

Цвет, таким образом, играл существенную роль в народной одеж­де, сообщая определенную информацию о носителе данного костюма. При этом различие в цвете костюма воспринималось гораздо легче, чем изменения в крое или ткани, особенно на расстоянии. Цвет одежды как бы предупреждал собеседников, с кем они имеют дело и какую пози­цию нужно занять в отношении этой особы. Такую задачу в народной культуре выполняли очень многие цвета, а сообщаемая ими информа­ция была столь существенна, что носитель костюма однозначно зани­мал определенное место в общественной иерархии. Так, цвет одежды мог выступать как символ национальной и региональной принадлежности или как определитель возраста и пола, цвет выполнял престиж­ную функцию или маркировал гражданское состояние носителя костю­ма. Несомненна и магическая функция цвета одежды или украшения, входящего в комплекс одежды.

Для декоративного оформления народного костюма кроме цвето­вого компонента было характерно сочетание различных материалов и фактур (текстиль, кожа, кружево, металл, кость и т. д.

Еще по теме:

Кубизм
(фр. Cubisme) — авангардистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальн ...

Духовная жизнь Японии
Индийская и китайская цивилизация на протяжении веков оказывала немаловажное влияние на соседние страны и народы. И хотя это влияние имело разносторонний характер, а на периферии упомянутых 2–ух мощных культурных центров ощущается знакомс ...

Источники формирования образа Богородицы в иконографии
За десять веков христианской культуры в России создано великое множество икон Богоматери. Специалисты насчитывают до семисот иконографий. Богородичные иконы христоцентричны по определению, так как через рождение Христа Мария становится Бо ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация