Архангельский костюм

Культура и искусство » Народный костюм и его интерпретация в современной моде » Архангельский костюм

Форма костюма строится, исходя из головного, плечевого и грудного опорных поясов. На головном опорном поясе крепится кокошник и головной платок, по колориту созвучный кокошнику. На плечевом опорном поясе строится рубаха, крепится сарафан и душегрея. Форма каргопольского костюма, касающаяся фигуры в основном в плечевом опорном поясе, как бы скрывает строение фигуры и создает этим самым впечатление монументальности, величия.

Грудной пояс лишь акцентируется верхним краем полотнищ (переднего и заднего) сарафана и душегреи и орнаментальной полосой, которая выступает в созвучии с вертикальной (вдоль линии борта пол душегреи и вдоль всей длины сарафана), создавая симметричную композицию костюма. Положение костюма определяется здесь тремя силуэтными изображениями, подчеркивающими ярко выраженную динамичную форму за счет направленности движения костюма снизу вверх.

Конструктивные линии формы являются здесь местами сосредоточения декора – горловина и нагрудный разрез рубахи, линия плечевого пояса рубахи, верхний край душегреи спереди и сзади, вдоль линии борта пол душегреи и сарафана. Орнаментальные мотивы на костюме условны, стилизованы и схематичны, при этом они связаны между собой в единое целое по правилам орнаментального ритма и симметрии, то есть с архитектоникой костюма. Величественный вид, динамику костюму придают здесь вертикальные и наклонные линии душегреи и сарафана. Анализируемому костюму особое звучание придают красный цвет и его оттенки.

Этот костюм, являясь типичным представителем традиционного русского костюма – живая иллюстрация того, что исконно красный цвет употреблялся на Руси в народной речи для обозначения чего-то хорошего, светлого, нарядного или дорогого, почетного, ценного: красна девушка, красный сарафан и т.д.

Эмоциональный настрой костюму придает, наряду с линиями формы, также цвето-фактурное и декоративное решение. В результате взаимосвязей и сочетаний линий, цветов и фактур создан облик праздничного костюма: поэтизирована прозаическая бытовая вещь.

Геометрический вид формы – трапеция, в профильном силуэтном изображении – треугольник. Величина формы – большая: длина сарафана до линии щиколоток. Костюм построен на сочетании красных и золотисто-серебристых цветов. Целостная композиция костюма отражает логику и органичность связи конструкции рубахи, сарафана и душегреи с решением костюма в целом. Элементы формы согласованы в костюме по принципу нюанса-контраста: форма сарафана переходит в форму душегреи в сочетании с платком или в форму душегреи с малой формой головного убора (кокошника). Композиционные центры смещены вверх: головной убор, линия выреза горловины, плечевой пояс, линия груди, которые между собой согласованы, составляя единство и целостность.

Еще по теме:

Народное поэтическое творчество
Народное поэтическое творчество - массовое словесное художественное творчество того или иного народа; совокупность его видов и форм, обозначаемая в современной науке этим термином, имеет и другие названия - народная словесность, устная сл ...

Модерн в русской культуре Серебряного века
Конец XIX - начало XX в. представляет собой переломную эпоху не только в социально-политической, но и духовной жизни России. Великие потрясения, которые пережила страна за сравнительно небольшой исторический период, не могли не отразиться ...

Дитя XX века
Немногим более ста лет назад, в декабре 1895 года, в Париже на бульваре Капуцинок состоялся первый киносеанс. Зрители, которых привлекло необычное рекламное объявление, стали свидетелями чуда: на белом экране возникали призрачные, чёрно-б ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация