Архангельский костюм

Культура и искусство » Народный костюм и его интерпретация в современной моде » Архангельский костюм

Форма костюма строится, исходя из головного, плечевого и грудного опорных поясов. На головном опорном поясе крепится кокошник и головной платок, по колориту созвучный кокошнику. На плечевом опорном поясе строится рубаха, крепится сарафан и душегрея. Форма каргопольского костюма, касающаяся фигуры в основном в плечевом опорном поясе, как бы скрывает строение фигуры и создает этим самым впечатление монументальности, величия.

Грудной пояс лишь акцентируется верхним краем полотнищ (переднего и заднего) сарафана и душегреи и орнаментальной полосой, которая выступает в созвучии с вертикальной (вдоль линии борта пол душегреи и вдоль всей длины сарафана), создавая симметричную композицию костюма. Положение костюма определяется здесь тремя силуэтными изображениями, подчеркивающими ярко выраженную динамичную форму за счет направленности движения костюма снизу вверх.

Конструктивные линии формы являются здесь местами сосредоточения декора – горловина и нагрудный разрез рубахи, линия плечевого пояса рубахи, верхний край душегреи спереди и сзади, вдоль линии борта пол душегреи и сарафана. Орнаментальные мотивы на костюме условны, стилизованы и схематичны, при этом они связаны между собой в единое целое по правилам орнаментального ритма и симметрии, то есть с архитектоникой костюма. Величественный вид, динамику костюму придают здесь вертикальные и наклонные линии душегреи и сарафана. Анализируемому костюму особое звучание придают красный цвет и его оттенки.

Этот костюм, являясь типичным представителем традиционного русского костюма – живая иллюстрация того, что исконно красный цвет употреблялся на Руси в народной речи для обозначения чего-то хорошего, светлого, нарядного или дорогого, почетного, ценного: красна девушка, красный сарафан и т.д.

Эмоциональный настрой костюму придает, наряду с линиями формы, также цвето-фактурное и декоративное решение. В результате взаимосвязей и сочетаний линий, цветов и фактур создан облик праздничного костюма: поэтизирована прозаическая бытовая вещь.

Геометрический вид формы – трапеция, в профильном силуэтном изображении – треугольник. Величина формы – большая: длина сарафана до линии щиколоток. Костюм построен на сочетании красных и золотисто-серебристых цветов. Целостная композиция костюма отражает логику и органичность связи конструкции рубахи, сарафана и душегреи с решением костюма в целом. Элементы формы согласованы в костюме по принципу нюанса-контраста: форма сарафана переходит в форму душегреи в сочетании с платком или в форму душегреи с малой формой головного убора (кокошника). Композиционные центры смещены вверх: головной убор, линия выреза горловины, плечевой пояс, линия груди, которые между собой согласованы, составляя единство и целостность.

Еще по теме:

Архитектура
Выдающийся архитектор и скульптор Раннего Возрождения Филиппо Брунеллески – один из основоположников архитектуры Ренессанса. Ему удалось возродить основные элементы античной архитектуры, которым, впрочем, художник придал несколько иные пр ...

«Глаголица» в истории русской государственности
Начну, пожалуй, с того, что к середине ΙX века на наших землях стали зарождаться признаки государственности и социального расслоения. Конечно же это безусловный плюс в развитии любого народа, об этом вам скажет любой историк и полит ...

Культ Деметры и весенние праздники плодородия
Наиболее ранними массовыми праздниками в Греции были Элевсинские мистерии, совершаемые в Аттике. Они посвящались богине плодородия Деметре. В Грецию этот распространенный культ воскресающей природы проник, вероятно, с Крита, где он был св ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация