Татьяна Пата

Культура и искусство » О петриковской росписи » Татьяна Пата

С 14 лет зарабатывала на хлеб тем, что ходила по домам и расписывала цветами дымоходы печей. В 1913 г. в Петриковку приехала Петербургская художница Е.К. Эвенбах, которая, заинтересовавшись творчеством Т. Паты, копировала ее рисунки и приглашала переехать в столицу. Однако Татьяна Якимовна не согласилась оставить родное село, этот удивительный мир, из которого она черпали вдохновение, сюжеты для своих произведений. Это было время расцвета народной мастерицы.

Федор Савович Панко вспоминал: «Татьяна Акимовна мне рассказывала, что молодой была такая «гаєна» (то есть непоседливая, любительница затей). Как-то родители поехали в Полтаву на ярмарку, а она надумала разрисовать снаружи хату. Нарисовала подсолнухи от завалинки до самой стрехи. Отошла, глянула: стреха на подсолнухах лежит, а хаты словно и нет. Но вот возвращаются отец с кумом, конечно же, навеселе. Отец: «Тпру! Кум, а где это мы?». Кум подошел к хате, долго смотрел, потом до него дошло: «Да оно же нарисовано!».

Дальнейшую творческую судьбу мастерицы определила встреча с выдающимся историком и этнографом Д.И. Яворницким. Это его стараниями «луковки» и «кудряшки» выбрались за порог петриковского дома и пошли удивлять мир. Он первый содействовал общественному признанию ее произведений как настоящих ценностей народного искусства. В 20-х годах по заказу Днепропетровского краеведческого музея, который возглавлял тогда Дмитрий Иванович, Т. Пата выполнила ковер и два эскиза росписи дымохода, которые ныне хранятся в фондах. В последние годы жизни художница создала серию новых рисунков, которые вошли в альбом "Татьяна Пата" (1973), оформляла книги, художественные открытки.

Еще по теме:

Предания и легенды Санкт-Петербурга
Синдаловский собирает и комментирует петербургские мифы и легенды, возникавшие по ходу его истории. Автор пишет: «Петербург всегда считался городом придуманным. Это была фантазия одиночки-Петра: задумал построить на Финском болоте город и ...

Начало жизненного пути дворянки в России конца XVIII – первой половины XIX века
В России конца XVIII – первой половины XIX века получение образование становилось фактом биографии многих дворянских женщин, как столичных, так и провинциальных. В этот период, по мнению Ю. М. Лотмана, различались три «вида женского образ ...

Ле Корбюзье как теоретик
Ле Корбюзье был не только практиком, но и величайшим теоретиком современного зодчества, ярким пропагандистом его принципов, организатором и вдохновителем Международного конгресса современных художников. Труды Ле Корбюзье во всех областях ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация