Татьяна Пата

Культура и искусство » О петриковской росписи » Татьяна Пата

С 14 лет зарабатывала на хлеб тем, что ходила по домам и расписывала цветами дымоходы печей. В 1913 г. в Петриковку приехала Петербургская художница Е.К. Эвенбах, которая, заинтересовавшись творчеством Т. Паты, копировала ее рисунки и приглашала переехать в столицу. Однако Татьяна Якимовна не согласилась оставить родное село, этот удивительный мир, из которого она черпали вдохновение, сюжеты для своих произведений. Это было время расцвета народной мастерицы.

Федор Савович Панко вспоминал: «Татьяна Акимовна мне рассказывала, что молодой была такая «гаєна» (то есть непоседливая, любительница затей). Как-то родители поехали в Полтаву на ярмарку, а она надумала разрисовать снаружи хату. Нарисовала подсолнухи от завалинки до самой стрехи. Отошла, глянула: стреха на подсолнухах лежит, а хаты словно и нет. Но вот возвращаются отец с кумом, конечно же, навеселе. Отец: «Тпру! Кум, а где это мы?». Кум подошел к хате, долго смотрел, потом до него дошло: «Да оно же нарисовано!».

Дальнейшую творческую судьбу мастерицы определила встреча с выдающимся историком и этнографом Д.И. Яворницким. Это его стараниями «луковки» и «кудряшки» выбрались за порог петриковского дома и пошли удивлять мир. Он первый содействовал общественному признанию ее произведений как настоящих ценностей народного искусства. В 20-х годах по заказу Днепропетровского краеведческого музея, который возглавлял тогда Дмитрий Иванович, Т. Пата выполнила ковер и два эскиза росписи дымохода, которые ныне хранятся в фондах. В последние годы жизни художница создала серию новых рисунков, которые вошли в альбом "Татьяна Пата" (1973), оформляла книги, художественные открытки.

Еще по теме:

Афина - "Лемниянка"
На Акрополе стояли и две другие бронзовые скульптуры Фидия – Аполлон, воздвигнутый в 460-450 годах до н.э., чтобы почтить бога за избавление города от нашествия саранчи, и Афина, которую около 450 года до н.э. посвятили родному городу гра ...

Культурная природа и результаты институтского образования
Для выяснения культурной природы женского институтского образования в России конца XVIII – первой половины XIX века принципиальное значение может приобрести проблема соотношения в нем религиозного и светских начал. Своеобразной заменой ее ...

Жизнь и быт до "Домостроя"
Русская жизнь городов, малых посадов и деревень была сильно окрашена аграрно-магическим, языческим мироощущением. Функцию законов на деле выполняли неписаные правила, запреты, обычаи. По ним девушка не всегда была во власти отца и семьи: ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация