Татьяна Пата

Культура и искусство » О петриковской росписи » Татьяна Пата

С 14 лет зарабатывала на хлеб тем, что ходила по домам и расписывала цветами дымоходы печей. В 1913 г. в Петриковку приехала Петербургская художница Е.К. Эвенбах, которая, заинтересовавшись творчеством Т. Паты, копировала ее рисунки и приглашала переехать в столицу. Однако Татьяна Якимовна не согласилась оставить родное село, этот удивительный мир, из которого она черпали вдохновение, сюжеты для своих произведений. Это было время расцвета народной мастерицы.

Федор Савович Панко вспоминал: «Татьяна Акимовна мне рассказывала, что молодой была такая «гаєна» (то есть непоседливая, любительница затей). Как-то родители поехали в Полтаву на ярмарку, а она надумала разрисовать снаружи хату. Нарисовала подсолнухи от завалинки до самой стрехи. Отошла, глянула: стреха на подсолнухах лежит, а хаты словно и нет. Но вот возвращаются отец с кумом, конечно же, навеселе. Отец: «Тпру! Кум, а где это мы?». Кум подошел к хате, долго смотрел, потом до него дошло: «Да оно же нарисовано!».

Дальнейшую творческую судьбу мастерицы определила встреча с выдающимся историком и этнографом Д.И. Яворницким. Это его стараниями «луковки» и «кудряшки» выбрались за порог петриковского дома и пошли удивлять мир. Он первый содействовал общественному признанию ее произведений как настоящих ценностей народного искусства. В 20-х годах по заказу Днепропетровского краеведческого музея, который возглавлял тогда Дмитрий Иванович, Т. Пата выполнила ковер и два эскиза росписи дымохода, которые ныне хранятся в фондах. В последние годы жизни художница создала серию новых рисунков, которые вошли в альбом "Татьяна Пата" (1973), оформляла книги, художественные открытки.

Еще по теме:

Драматургия и режиссура массовых зрелищ
Специфика, драматургии массового зрелища, на наш взгляд, в документальности. Драматургия массового зрелища, как правило, основана на конкретных фактах, на их осмыслении. Это не означает, что они лишены художественного вымысла, что в сцена ...

Ангел с печальным лицом
Образ Анны Ахматовой в творчестве Модильяни "Счастье - это ангел с печальным лицом", - писал Модильяни своему другу Полю Александру. Мог ли так сказать о себе Модильяни? Можно ли вообще так сказать о себе? В прочтении Франсуа Б ...

Влияние технического прогресса на общество
В XX в. место культуры заменила цивилизация, которая, по мнению А. Мальро, «может завоевать всю землю, но не способна изобрести ни своих храмов, ни своих гробниц». Новая цивилизация сегодня создается человеком, который освободился от мора ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация