Зевс Олимпийский

Культура и искусство » Образ бога в творчестве Фидия » Зевс Олимпийский

Страница 1

Подлинную славу и широчайшую известность скульптору принесла колоссальная статуя бога-громовержца Зевса, исполненная для храма в Олимпии около 448года до н.э. Она достигала тринадцати метров в высоту.

Фидий статую из золота и слоновой кости - хризоэлефантийная техника ("хризос"- золото, "элефант"- слон) она заключалась в том , что из сухого, выдержанного дерева тщательно вырезалась заготовка- основа будущей статуи. Затем все обнаженные части фигуры покрывались пластинками подкрашенной слоновой кости, которые тщательно пригонялись и полировались, а все остальное покрывалось чеканкой из листов золота. К началу работы Фидия над статуей храм был уже построен. Это усложнило задачу создания статуи, учитывая ее огромные размеры. Чтобы не ошибиться и сделать такую статую соразмерно с храмом, Фидий часть мастерской сделал такой же высоты, как и помещение храма.

"Отец богов и людей" восседал на великолепном троне из редких пород дерева и инкрустирован золотом, слоновой костью, драгоценными камнями и эбеновым деревом. Трон украшали барельефы богов, выполненные из золота, и изумительные резные медальоны из слоновой кости, изображающие сцены и эпизоды из Олимпийских игр, а так же немало сюжетов эллинской мифологии и фигуры вполне реальных людей, в частности, своего любимца мальчика Пантарка, ставшего победителем на 86-х олимпийских играх в борьбе среди самых младших мальчиков. Низкий пьедестал трона был сделан из темно-синего камня, а пол перед статуей был выложен черным мрамором. Это черное пространство окаймляла чуть приподнятая полоса паросского мрамора, образовывая возле трона небольшое прямоугольное выделение. В него стекало оливковое масло, которым поливали, и протирали статую, чтобы уберечь ее от сырости, приносимой болотистым воздухом Альтиса. Легко вообразить, как эффектно выглядела статуя из слоновой кости и сверкающего золота на фоне черного мрамора.

Обнаженная до пояса фигура Зевса и его голова были выточены из слоновой кости. Струящиеся волосы и борода оттеняли его спокойное, прекрасное лицо и были изваяны из золота. Голову статуи украшал золотой венок в виде оливковых ветвей – знак миролюбия грозного бога. Ниспадающий с левого плеча золотой плащ покрывали чеканные изображения полевых лилий, звезд и животных. Плащ свободными складками спадал на колени. Ноги Зевса, одетые в сандалии, покоились на скамеечке, поддерживаемой по краям золотыми львами. На ней едва проглядывалась надпись: "Афинянин Фидий, сын Хармида, сделал меня". В правой руке он держал золотую крылатую богиню победы Нику, в левой – скипетр, на котором сидел орел.

Много забот Фидию доставило освещение Зевса. Окон в греческих храмах не делалось. Света, проходящего через предхрамие в храм, оказалось слишком мало, и лицо Зевса, находящееся под самым потолком, тонуло в мраке. И это затруднение он решил со свойственной ему гениальностью. Он сделал в потолке храма, перед статуей, прямоугольный проем, через который проходил свет, проникающий сквозь тонкие мраморные плитки кровли. Сдержанный, рассеянный свет спокойно и ровно озарял правильные черты лица Зевса, усиливая выражение покоя и доброжелательности.

Яркая индивидуальность Фидия сказалась и в том, что он сумел придать облику Зевса выражение доброты и глубокой человечности. Казалось, что перед вами находиться не статуя Зевса, а само божество в образе человека- человека огромного, могучего и живого. И прежде всего приковывал к себе необыкновенно одухотворенный и живой лик Зевса, излучавшего благосклонность и полное, беспредельное спокойствие.

Античные писатели подчеркивали силу впечатления производимого статуей: оратор Цицерон видел в ней воплощение высшей красоты, а ученый Плиний назвал ее несравненным шедевром, философ Эпиктет сказал о ней взволнованные слова: "Ступайте в Олимпию, чтобы увидеть бессмертное создания Фидия! Великое несчастье умереть, не увидев подобного чуда". Статуя казалась живой. По словам самого Фидия, величие образа Зевса открылось ем из описания громовержца в гомеровской "Илиаде". Античный поэт I века Филипп Фессалоникский, потрясенный изумительной красотой статуи, писал:

"Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ,

Или на небо ты сам, бога чтоб видеть, взошел?"

Скульптуру Зевса Олимпийского в древности ценили выше всех творений греческого искусства, она просуществовала почти тысячу лет, однако и ее постигла печальная участь: в V веке до н.э. Византийский император Феодосий II повелел разрушить и сжечь храмы Олимпии. По его приказу были варварски разбиты и уничтожены все статуи, украшавшие храмы и священный участок Альтис. По велению царя статуя Зевса была перевезена в Византию. И там сгорела дотла в бушующем пожаре, уничтожившего до основания царский дворец.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Морфологическая концепция локальных культур О. Шпенглера
В начале ХХ века известность и признание получила морфологическая концепция локальных культур немецкого философа Освальда Шпенглера (1880-1936). Он был сторонником "философии жизни" в философии и "морфологии культуры" ...

Отношения норм морали и норм права
Для того чтобы существовать в социальном мире, человеку необходимы общение и сотрудничество с другими людьми. Но существенным для реализации совместного и целенаправленного действия должно быть такое положение, при котором люди имеют общ ...

Оборонительные сооружения
"Все галльские стены обыкновенно были такого устройства: на землю кладут во всю длину прямые и цельные бревна параллельно друг другу, с промежутком в два фута; они связываются внутри поперечными балками и густо покрываются землей, а ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация