Афина Парфенос

Культура и искусство » Образ бога в творчестве Фидия » Афина Парфенос

Центральное место в композиции афинского акрополя занимает величественный храм Афины-Девы – Парфенон. Внутри здание было разделено стеной на две не равные части. В главном помещении – целле - стояла знаменитая статуя Афины-Парфенос (Афины-Девы), созданная Фидием в 447- 438 годах до н.э. из золота и слоновой кости. Двенадцати метровая фигура богини возвышалась на невысоком постаменте, украшенном рельефами. С трех сторон ее окружала двухъярусная мраморная колоннада.

Роскошный шлем с изображением сфинкса и крылатых коней, празднично нарядная одежда, козья шкура- эгида на груди, украшенная в центре маской Медузы Горгоны, двух метровая крылатая богиня победы Ника на правой руке Афины, опорой которой служила колонна, копье у левого плеча богини и стоявший рядом с ней щит придавали статуе особую торжественность. У ног Афины скульптор поместил громадного священного змея Эрихтония.

Прекрасное лицо богини, ее обнаженные руки и маску на груди Фидий сделал из слоновой кости, одежду и оружие из тонких золотых пластинок, наложенных на деревянный каркас. По сообщениям древних писателей, на эту статую пошло около тысячи двухсот килограммов золота. В глаза Афины мастер вставил драгоценные камни. Фидий использовал для украшений все части статуи: на сандалиях он изобразил схватку греков с кентаврами, на лицевой стороне пятиметрового в диаметре щита- сцены битвы с амазонками, на оборотной сражение богов с гигантами. Эти мифические события пересекались с современностью, напоминая афинянам о победах, одержанных над персами. Размеры статуи были строго согласованны с внутренним пространством храма. При неярком освещении, царившем в Парфеноне, мерцание разных оттенков золота и теплые тона слоновой кости хорошо сочетались с золотистым цветом пентелийского мрамора, из которого был построен храм.

В V веке статую Афины увез в Константинополь один из византийских императоров, и там спустя 100 лет она погибла при пожаре. К счастью, остался ряд памятников, в которых в той или иной мере нашел отражение первоначальный вид знаменитой скульптуры. Это и геммы, которые воспроизводят голову Афины, и знаменитый медальон из Керчи, хранящийся в Эрмитаже, и римская копия, снятая когда то с Афины, вернее уменьшенная реплика. Маленькая высотой всего один метр, не очень подробная, многие детали на ней опущены, но все-таки копировщик постарался передать основное – образ Афины. Афина Варвакион - так называется она по месту, где когда-то была найдена.

Еще по теме:

История японского стиля
В связи с суровыми природными условиями, восточной философией и религией, как простым японским крестьянам, так и военному сословию мелких дворян не чужды были такие понятия, как «ваби» — осознанная простота, рациональность, бедность; «саб ...

Материальная культура эвенов
У эвенов издавна существовало два основных типа переносных жилищ: илум — конический чум общетунгусского типа, характерный для периода, когда охота была основным источником существования, и чорама дю — оригинальная по своей конструкции цил ...

Значение психологических тренингов в детском хоре
Оригинальным является метод внедрения психологического теста в работу с детским хоровым коллективом. Что несомненным является показатели внутреннего состояния ребенка, необходимо важно знать его эмоциональное состояние, отношение к окружа ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация