Афина Парфенос

Культура и искусство » Образ бога в творчестве Фидия » Афина Парфенос

Центральное место в композиции афинского акрополя занимает величественный храм Афины-Девы – Парфенон. Внутри здание было разделено стеной на две не равные части. В главном помещении – целле - стояла знаменитая статуя Афины-Парфенос (Афины-Девы), созданная Фидием в 447- 438 годах до н.э. из золота и слоновой кости. Двенадцати метровая фигура богини возвышалась на невысоком постаменте, украшенном рельефами. С трех сторон ее окружала двухъярусная мраморная колоннада.

Роскошный шлем с изображением сфинкса и крылатых коней, празднично нарядная одежда, козья шкура- эгида на груди, украшенная в центре маской Медузы Горгоны, двух метровая крылатая богиня победы Ника на правой руке Афины, опорой которой служила колонна, копье у левого плеча богини и стоявший рядом с ней щит придавали статуе особую торжественность. У ног Афины скульптор поместил громадного священного змея Эрихтония.

Прекрасное лицо богини, ее обнаженные руки и маску на груди Фидий сделал из слоновой кости, одежду и оружие из тонких золотых пластинок, наложенных на деревянный каркас. По сообщениям древних писателей, на эту статую пошло около тысячи двухсот килограммов золота. В глаза Афины мастер вставил драгоценные камни. Фидий использовал для украшений все части статуи: на сандалиях он изобразил схватку греков с кентаврами, на лицевой стороне пятиметрового в диаметре щита- сцены битвы с амазонками, на оборотной сражение богов с гигантами. Эти мифические события пересекались с современностью, напоминая афинянам о победах, одержанных над персами. Размеры статуи были строго согласованны с внутренним пространством храма. При неярком освещении, царившем в Парфеноне, мерцание разных оттенков золота и теплые тона слоновой кости хорошо сочетались с золотистым цветом пентелийского мрамора, из которого был построен храм.

В V веке статую Афины увез в Константинополь один из византийских императоров, и там спустя 100 лет она погибла при пожаре. К счастью, остался ряд памятников, в которых в той или иной мере нашел отражение первоначальный вид знаменитой скульптуры. Это и геммы, которые воспроизводят голову Афины, и знаменитый медальон из Керчи, хранящийся в Эрмитаже, и римская копия, снятая когда то с Афины, вернее уменьшенная реплика. Маленькая высотой всего один метр, не очень подробная, многие детали на ней опущены, но все-таки копировщик постарался передать основное – образ Афины. Афина Варвакион - так называется она по месту, где когда-то была найдена.

Еще по теме:

Музей истории Будапешта
В задачи Музея истории Будапешта входит собрание, хранение и научная обработка материалов, относящихся к истории города Будапешта и народов, живших на его территории. Материал о музейных коллекциях публикуется в научных и популяризаторски ...

Борисовский краеведческий музей
Борисовский район, п. Борисовка. Музей открыт с 1965 г. и существовал как народный музей. В 1987 г. получил статус государственного. В музее собран богатый материал, отражающий прошлое края с древнейших времен. Особенно подробно отражён ...

Культура постмодерна
Как уже отмечалось, цивилизационную основу культуры модерна составляли индустриальная экономика, национально-государственный тип международных отношений, демократия, индивидуализм, либеральная идеология. Эта модель, долгое время считавшая ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация