Тяга к эстетике у людей — это не просто удовлетворение любознательности. Эстетическое развитие личности — важный признак общего развития. Без красоты, как явления, без искусства с его необъятным содержанием из души человека уходит громадный, светлый мир высоких мыслей и чувств. И человек оказывается опустошенным, бедным.
«Учебником жизни» назвал искусство наряду с наукой Н.Г. Чернышевский в своей знаменитой диссертации «Эстетическое отношение искусства к действительности». Потребность в осмыслении жизни (в особенности современной), в выработке на этой, основе определенных ориентиров собственного поведения и деятельности особенно насущна в юные и молодые годы. Искусство — одно из самых эффективных средств, способных удовлетворить эту потребность.
Термин «искусство» многозначен. В расширительном смысле он означает высокий уровень, мастерства в любой сфере деятельности, указывает на красоту и совершенство ее продукта. Говорят, например, об искусстве каменщика, портного и т. д. В философии под искусством понимают только те виды деятельности, которые воспроизводят мир в специфических образах", живопись, музыка, театр, поэзия, художественная литература и др.
Зачем людям искусство? На этот вопрос мыслители отвечали по-разному. Так, немецкий философ-идеалист Гегель (XIX в.) утверждал, что человек, как духовное существо, для осознания себя самого удвояет себя посредством изменения внешнего мира, воздействия на предметы и явления этого мира. Человек накладывает отпечаток собственной сущности на внешний мир, очеловечивает его. Отсюда и возникает потребность в искусстве, которая проистекает из разумного стремления человека духовно осознать внутренний и внешний мир, представив его как предмет, в котором он узнает свое собственное «Я». Искусство, по мнению Гегеля, имеет своей задачей раскрыть истину в художественно-чувственном образе и оформлении.
Своеобразное понимание искусства сложилось в русской религиозной философии. Так, Вл. Соловьев также видел задачу искусства в преобразовании мира, но само это преобразование он не связывал с социально-классовыми ориентациями. Искусство, для Соловьева, имеет двоякое действие: во-первых, оно производит прекрасные предметы, которых не было в природе, во-вторых, эти предметы воздействуют на душу человека и очищают ее. Другими словами, произведения искусства способствуют реальному улучшению материально-вещественной действительности и мира человеческих переживаний. В этом Вл. Соловьев видел глубинный смысл формулы: «Красота спасет мир». Искусство, считал он, осуществляет, творит красоту в нашей далеко не прекрасной реальной жизни. Но сотворенная искусством красота — это маленький и хрупкий светлый остров в темном море нашего жестокого и тяжелого существования, это тонкий луч надежды. Где гарантия, что красота спасет мир? Ведь искусство до сих пор не сумело преобразовать мир и людей, не сделало их прекрасными. Оптимизм Вл. Соловьева основывался на убеждении что существующие способы и приемы художественного творчества не являются окончательными, что человечество в своем развитии сможет выйти на такой уровень, где сила осуществления красоты в художественном творчестве станет достаточной для того, чтобы сделать прекрасным весь мир.
Еще по теме:
Послеосевые культуры Древнего Востока
Культура Древней Индии
Древнеиндийская цивилизация – одна из самых величайших и таинственных на Востоке. На ее основе сформировался индо-буддийский тип культуры, отличающийся оригинальностью и своеобразием и существующий до настоящего вр ...
Ментальные характеристики культуры
Ментальными характеристиками культуры называются такие глубинные структуры, которые определяют на протяжении длительного времени ее этническое или национальное своеобразие. Мы уже отмечали, что как правило, черты, представляющие ментальны ...
Мифологическая модель мира
Римская мифология, как и мифология других народов, содержит определённую модель мира. Что скрывается за понятием «модель мира»? Речь идёт о представлении о мироустройстве, которое включает, во-первых, закономерности его возникновения, во- ...