Направление — одна из важных категорий эстетики. Однако очень часто оно отождествляется с течением, школой, методом и стилем. Направление проявляет себя через совокупность произведений, в которых осуществлены определенные принципы творчества. Категория «художественное направление» позволяет делать сравнительно-исторические обобщения в масштабах мирового художественного процесса и выявить в культуре разных народов единую последовательность художественных этапов развития.
Основные направления в искусстве XX в.:
реализм (ответственность личности и преодоление эгоцентризма);
сюрреализм (смятенный человек в таинственном и непознаваемом мире);
экспрессионизм (отчужденный человек во враждебном ему мире);
экзистенциализм (одинокий человек в мире абсурда);
абстракционизм (бегство, личности от банальной и иллюзорной действительности);
поп-арт (деидеологизированная личность общества «массового потребления»);
гиперреализм (обезличенная живая система в жестком и грубом мире).
Кризис искусства. Классическая традиция в искусстве базировалась на допущении, его искусство не только изображает прекрасное в жизни, но само художественное произведение должно быть прекрасно. Поэтому сама художественность рассматривалась как вид красоты, как прекраснее в самом искусстве. Даже изображая безобразное, художник преодолевает его.
Во 2-й половине XIX в. Классическое искусство перестало вписываться в динамизм буржуазного общества, стало выглядеть анахронизмом на фоне бурно развивающейся науки и техники. Его тяготение к нетворческому воспроизведению стилей прошлого вызвало протест «новых» художников, противопоставивших классическому художественному стилю новый стиль — модерн (фр. modern — современный).
Такое поникание художественного творчества легла в основание авангардистских течений, которые родились в конце XIX в. Термин «авангард» означает выдвинутую вперед, передовую часть военных сил и средств, а также ведущую часть любой социальной группы. Авангард восстал против традиции, имевшей место в искусстве.
Это проявилось и в отношении к традиционным способам написания картин создания музыкальных произведений и т.д. Так, художники-авангардисты, создавая свои полотна, используют отдельные элементы картин художников-классиков, но при этом непроизвольно трактуют их, искажают, обезображивают.
Авангард стал элементом массовой культуры, т. е. культуры, фабрикующей по установленному шаблону в массовом порядке определенные эстетические идеалы и вкусы людей (особенно молодежи), их моральные и политические взгляды, Отношение к традиции и т. д. Возможность формирования такой культуры обеспечил научно-технический прогресс, создавший невиданные по масштабу системы коммуникации и репродуктирования (массовая пресса, книгоиздание, аудио- и видеозапись, радио и телевидение, ксерография, телекс и телефакс, спутниковая связь, компьютерная техника, Интернет и т. д.).
Массовая культура использует и еще одну социально- психологическую, особенность людей: эффект толпы. Давно известно, что люди в толпе подзаряжают друг, друга, своими эмоциями, а потому индивидуальное переживание становится более интенсивным.
Еще по теме:
Цивилизация запада в XX веке
Западная цивилизация – это тип цивилизации, который связан с прогрессивным развитием, постоянными изменениями в жизни человека. Возникла она в Древней Греции и Древнем Риме. Первый этап ее развития, получивший название «античная цивилизац ...
Культурный смысл технократизма и технократического мышления
Компасом для науки должна быть культура, понимаемая и принимаемая не только как прародительница науки, не только как давно прошедшее или наспех созданное сиюминутное, а как бессмертное, т.е. непрерывно воспроизводящееся, свершающееся наст ...
Академизм как закрепление традиции классического искусства
Каждый вид искусства, постигая благодаря своей образной специфике те или иные сферы объективной реальности, уже в силу этого обстоятельства обладает своими, только ему присущими закономерностями. Прежде всего, здесь надо отметить свое осо ...