Многообразие знаний о культуре

Культура и искусство » Многообразие знаний о культуре

Система современного образования ориентирована на актуализацию всех творческих способностей студентов: гармоническое развитие их интеллектуальных, профессиональных, нравственных и эстетических качеств. Значительную роль в решении этой задачи призвано сыграть изучение цикла гуманитарных дисциплин. Важная роль в гуманитарной подготовке специалистов принадлежит культурологии. В ходе изучения культурологии студент должен научиться понимать и уметь объяснить явления культуры, их роль в человеческой жизнедеятельности, различать формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы, знать историю мировой и отечественной культуры, заботиться о сохранении и приумножении национального и мирового культурного наследия.

Обращает на себя внимание одно интересное обстоятельство, сопутствующее развитию культурологи как области знаний - интерес к ней возрастает в годы духовного кризиса, когда возникает настоятельная необходимость глубже понять природу человека и его деяний, суть его взаимоотношений с обществом. Пик интереса к культурологии, возникший в нашей стране в 80-е-90-е гг. ХХ в., - одно из подтверждений этого обстоятельства. В начале 90-х гг. культурология была введена как обязательная общеобразовательная дисциплина в программу вузовского обучения. Так ученые-гуманитарии оказались перед необходимостью ответить на вопрос, что же представляет собою культурология, эта наука о культуре, столь нужная современному человеку в эпоху социальных изменений.

Таким образом, вузовский "стаж" культурологи - всего лишь десятилетие. Для учебной дисциплины это немного. Культурология - самая юная из наук гуманитарного цикла, она пребывает в стадии становления, выработки собственной методологии и методов преподавания. Сегодня издается большое количество учебных пособий и учебников по культурологи. Авторы каждого из них претендуют на собственное видение предмета. Это вносит трудность в процесс освоения курса студентом, подготовки студента к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам. Эти трудности усугубляются и тем, что культурология преподается на первом курсе, когда студенты, еще вчерашние школьники, сталкиваются с очень серьезным пластом культурно-философских рефлексий, со сложным теоретическим и большим по объему историко-культурным материалом. Курс культурологии требует от изучающих его определенного уровня знаний, полученных в средней школе по гуманитарным предметам (литературе, истории и др.).

Составитель данного методического пособия не претендует на авторскую концепцию курса. Пособие представляет обобщение материала существующих учебников по культурологии и его адаптацию к требованиям существующей рабочей программы и специфике вуза. В конце приводится список основной и дополнительной литературы по каждой теме, который, при этом, не является догмой. Студент имеет право избирать для подготовки и иные источники, выражать собственную позицию или несогласие с трактовкой той или иной темы в данном пособии. Задача составителя пособия - не расставить окончательно все точки над "и", а дать студенту теоретические основы знаний по предмету, ориентиры в раскрытии той или иной темы.

Осталось пожелать студентам творческих дерзаний и успехов в учебе.

Еще по теме:

Ткани
Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть простого полотняного переплетения, а с середины XIX в. – фабричные шелк, атлас, парча с орнаментом из пышных цветочных гирлянд и букетов, к ...

Теория массовой культуры как культуры массового общества
Теория массового общества рассматривает популярную культуру как массовую, т.е. принадлежащую массовому обществу. Основным моментом в ее становлении является процесс индустриализации и урбанизации, который имел разрушительные последствия д ...

Начало жизненного пути дворянки в России конца XVIII – первой половины XIX века
В России конца XVIII – первой половины XIX века получение образование становилось фактом биографии многих дворянских женщин, как столичных, так и провинциальных. В этот период, по мнению Ю. М. Лотмана, различались три «вида женского образ ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация