Система современного образования ориентирована на актуализацию всех творческих способностей студентов: гармоническое развитие их интеллектуальных, профессиональных, нравственных и эстетических качеств. Значительную роль в решении этой задачи призвано сыграть изучение цикла гуманитарных дисциплин. Важная роль в гуманитарной подготовке специалистов принадлежит культурологии. В ходе изучения культурологии студент должен научиться понимать и уметь объяснить явления культуры, их роль в человеческой жизнедеятельности, различать формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы, знать историю мировой и отечественной культуры, заботиться о сохранении и приумножении национального и мирового культурного наследия.
Обращает на себя внимание одно интересное обстоятельство, сопутствующее развитию культурологи как области знаний - интерес к ней возрастает в годы духовного кризиса, когда возникает настоятельная необходимость глубже понять природу человека и его деяний, суть его взаимоотношений с обществом. Пик интереса к культурологии, возникший в нашей стране в 80-е-90-е гг. ХХ в., - одно из подтверждений этого обстоятельства. В начале 90-х гг. культурология была введена как обязательная общеобразовательная дисциплина в программу вузовского обучения. Так ученые-гуманитарии оказались перед необходимостью ответить на вопрос, что же представляет собою культурология, эта наука о культуре, столь нужная современному человеку в эпоху социальных изменений.
Таким образом, вузовский "стаж" культурологи - всего лишь десятилетие. Для учебной дисциплины это немного. Культурология - самая юная из наук гуманитарного цикла, она пребывает в стадии становления, выработки собственной методологии и методов преподавания. Сегодня издается большое количество учебных пособий и учебников по культурологи. Авторы каждого из них претендуют на собственное видение предмета. Это вносит трудность в процесс освоения курса студентом, подготовки студента к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам. Эти трудности усугубляются и тем, что культурология преподается на первом курсе, когда студенты, еще вчерашние школьники, сталкиваются с очень серьезным пластом культурно-философских рефлексий, со сложным теоретическим и большим по объему историко-культурным материалом. Курс культурологии требует от изучающих его определенного уровня знаний, полученных в средней школе по гуманитарным предметам (литературе, истории и др.).
Составитель данного методического пособия не претендует на авторскую концепцию курса. Пособие представляет обобщение материала существующих учебников по культурологии и его адаптацию к требованиям существующей рабочей программы и специфике вуза. В конце приводится список основной и дополнительной литературы по каждой теме, который, при этом, не является догмой. Студент имеет право избирать для подготовки и иные источники, выражать собственную позицию или несогласие с трактовкой той или иной темы в данном пособии. Задача составителя пособия - не расставить окончательно все точки над "и", а дать студенту теоретические основы знаний по предмету, ориентиры в раскрытии той или иной темы.
Осталось пожелать студентам творческих дерзаний и успехов в учебе.
Еще по теме:
Технические приемы написания натюрморта маслом
Расстояние, на каком должна располагаться натура - до 1,5 метра. С расстояния 4 метра гроздь винограда представляется единым пятном, и нужно подойти ближе, чтобы разглядеть отдельные детали формы, светотень и цвета. Максимальное расстояни ...
Премия имени П. И. Чайковского
Международный конкурс имени П.И. Чайковского проводится в Москве с 1958 года. Почти за полвека своего существования стал одним из наиболее масштабных и авторитетных в мире. Каждое его проведение становится замечательным художественным соб ...
Концепции художественного творчества
В этом смысле художник всегда тенденциозен. Идеалистическая концепция о том, что творческий процесс художника протекает в сновидном состоянии. Он находится как бы в состоянии сна, когда возникают в его голове строфы стихотворения или лите ...