Архитектура

Культура и искусство » Культурное развитие России в период становления и упрочения единого национального государства » Архитектура

С XV в. начинается процесс слияния местных архитектурных художественных школ в единую общерусскую, общемосковскую. Искуснейшие русские мастера работали рядом с лучшими зодчими Европы. Новые кирпичные стены и башни Кремля, сооруженные в XV в. при помощи итальянских архитекторов, были не только прекрасными укреплениями, но и замечательными произведениями искусства. Использовали при этом традиции древнерусского, прежде всего владимиро-суздальского зодчества, а также приемы итальянской архитектуры эпохи Ренессанса. В церковном зодчестве получил распространение храм шатрового типа, по образцу деревянных церквей. В отличие от крестово-купольных, шатровые не имели внутри столбов и вся масса здания держалась только на фундаменте. Самый выдающийся образец этого стиля – церковь Вознесения в селе Коломенском (1532 г.), построенная в ознаменование появления на свет Ивана Грозного. В каменном зодчестве русский национальный стиль ярко выражен в девяти шатровых постройках собора Василия Блаженного. Он возведен по случаю взятия Казани в 1552 г. Продолжали строить соборы и крепостные стены в монастырях – Соловецком, Троице-Сергиевом и др. По примеру московского Успенского собора в Вологде построили Софийский собор (1568–1570 гг.). А в Вязёмах к западу от Москвы, в имении Бориса Годунова появляется величественный пятиглавый храм святой Троицы; позднее его стали звать Преображенским. Обширное строительство по всей России сделало необходимым появление специального учреждения – Приказа каменных дел (1580-е гг.). Он организовывал строительные работы, очень большие по масштабам (вызов рабочих из разных городов, заготовка стройматериалов).

В XVI в. была сооружена вторая линия Китай-города, затем под руководством Ф. Коня возведены белокаменные стены 9-километрового Белого города (современное Бульварное кольцо). Затем в Москве возвели Земляной город (современное Садовое кольцо). Кольца укреплений Москвы пересекались радиальными улицами – дорогами, начинавшимися от Кремля. Такая планировка была присуща древнерусским городам и носила название радиально-кольцевой. Наиболее опасные дороги прикрывали монастыри-крепости Новодевичий, Данилов, Андроников. Каменные крепости были возведены и на окраинах государства. С помощью итальянских мастеров завершилось создание ансамбля Московского Кремля; было сооружено три собора: Успенский, Благовещенский и Архангельский. Завершила ансамбль Соборной площади Грановитая палата, бывшая тронным залом царского дворца.

Образование единого Русского государства нашло своё яркое воплощение в культурно-бытовом облике страны. Можно понять законную гордость наших предков, стремившихся запечатлеть в произведениях зодчества, живописи, литературы величие и могущество государства, сбросившее вековое иго.

События той славной эпохи получили отражение в сказках. Народ в своем творчестве гордится сильной Русью; его сыновья – крестьяне и ремесленники – начинают осознавать себя не только безликими «людьми Божьими», но и реальными людьми с земными заботами, радостями и горестями. Центрами грамотности и просвещения оставались, как и прежде, монастыри. В них имелись библиотеки рукописных, позднее и печатных книг, подчас весьма значительные (например, в Соловецком, Троице-Сергиевом, Иосифо-Волоколамском, Кирилло-Белозерском, Ростовском и других обителях, в новгородском Софийском соборе и т.д.).

«Мастера грамоты» появляются в городах и по деревням. У них учились дети и взрослые. Известные духовные деятели Зосима Соловецкий и Александр Свирский обучались в Обонежских деревнях, Антоний Сийский – в деревне у Белого моря, Симеон, архиепископ новгородский – в родной подмосковной деревне и т.д. Учителями были монахи, дьяки.

В целом Россия приобрела новый, ни с чем не сравнимый вид.

Еще по теме:

Оформление понятия культуры в классической европейской философии
Термин "культура" пришел в современную науку из латинского языка. В римской традиции отглагольное существительное "cultura" означало возделывание, воспитание, образование, развитие. Как производное сформировалось и еще ...

Мода и обычай. Традиции и инновации в моде
Существовала ли мода всегда и везде или же она составляет принадлежность только определенных исторических эпох и культурных ареалов? Каковы внемодные или антимодные формы социальной регуляции? Перечислим некоторые характерные черты тех с ...

Источники формирования образа Богородицы в иконографии
За десять веков христианской культуры в России создано великое множество икон Богоматери. Специалисты насчитывают до семисот иконографий. Богородичные иконы христоцентричны по определению, так как через рождение Христа Мария становится Бо ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация