Собирательство в период расцвета культур – эпохи Возрождения

Культура и искусство » Мотивации до-музейного собирательства: исторический аспект, современность » Собирательство в период расцвета культур – эпохи Возрождения

Страница 1

Возрождение, или Ренессанс, - период расцвета культур Западной и Центральной Европы в XIV-XVI вв. Это было время больших перемен в экономике, политике, культурной жизни европейских стран. Эти перемены сопровождались обновлением культуры – расцветом точных и естественных наук, литературы на национальных языках и особенно изобразительного искусства. Зародившись в городах Италии – Флоренции, Милане, Венеции (XIV в.), это обновление охватило затем и другие европейские страны (конец XV-XVI вв.).

Культура Возрождения носила светский, антиклерикальный характер. Ей были присущи такие черты, как гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности, его «возрождению». Творчество деятелей Возрождения было проникнуто верой в безграничные возможности человека, его волю и разум, отрицанием католической схоластики и аскетизма. Гуманистические тенденции определяли направление развития искусства. Ему был присущ пафос утверждения идеала гармонической, раскрепощенной личности, красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия и др.

Духовные искания присущие эпохе Возрождения широко освещены в работах таких авторов, как М.В.Алпатов, Б.Р.Виппер, И.Е.Данилова, М.Т.Петров, В.И.Рутенбург и др. Они подчеркивают тот факт, что в период Возрождения изменяется и отношение к искусству. Находившееся ранее на положении ремесла, оно теперь приравнивается к наукам, а произведения рассматриваются как результат духовной творческой деятельности.

В отличие от Средневековья, когда главными заказчиками произведений искусства были церковь и крупные феодалы, теперь их круг расширяется и изменяется социальный состав. Это и цеховые объединения ремесленников, и купеческие гильдии, и городские власти, и частные лица – как знать, так и бюргеры.

Эпоха Возрождения сыграла важнейшую роль и в становлении музея как социального института.

По мнению английского музеолога Дж. Крука, современный музей является производным трех феноменов человеческой цивилизации – гуманизма эпохи Возрождения, просветительства эпохи Просвещения и демократизации общества в XIX в. Музей, близкий к современному пониманию этого слова, возник именно в эпоху Возрождения в Северной и Средней Италии. В эпоху Возрождения наряду с термином «музей» были широко распространены такие понятия, как галерея, кабинет и пинакотека. Если в Древней Греции (Афины) пинакотека обозначала хранилище картин на досках, то в эпоху Ренессанса – собрание живописи в целом. В Мюнхене такое название по сей день носят две известные картинные галереи – Старая и Новая пинакотеки.

Галереей называли длинное высокое помещение, которое служило для расположения картин и скульптур. Например, часть дворца Медичи во Флоренции в XVI в., построенного для Козимо Старшего Медичи и известного как «галерея статуй», представляла собой узкий коридор с большими окнами.

Кабинетами обычно называли прямоугольные помещения, заполненные чучелами зверей, ботаническими коллекциями, предметами декоративно-прикладного искусства, антикварными вещами. Например, при проектировании в Лондоне дворца Уайтхолл (1611) для принца Уэльского Генриха архитектор Иниго Джонс предусмотрел помещение - «кабинет» для хранения коллекций.

В зарубежных источниках и исследованиях встречаются и другие названия коллекций предметов и мест их хранения. Король арагонский Алонсо, правивший в Неаполе, хранил картины фламандских мастеров в отдельной обособленной комнате дворца под названием «пенетралии» (от лат. Пенетрицио – проникновение).

Термин «музей» стал применяться не только к частным коллекциям, но и к книгам, которые содержали полную информацию в области тех или иных научных знаний. Так, в книге «Музей металлов», опубликованной в 1600 г., исследователь природы и коллекционер Улиссе Альдрованди из Болоньи собрал сведения о металлах, а немецкий доктор М.Б. Валентини в книге «Музей музеев» (1704) сделал обзор химических материалов.

Испанский термин «гвадоропа» и итальянский «гардароба» также обозначали хранилище предметов.

Собрания предметов получали и иные названия. Например, рабочий кабинет и помещение для открытого хранения назывались «скритойа». В описи имущества дворца Медичи во Флоренции упоминалась скритойа, находившаяся вблизи Большого зала, в котором хранилась посуда из редких пород камня, рог единорога и другие ценные предметы.

Понятие «роратека» происходило от латинского «рорус» - редкий.

Вполне естественно, что ранним музейным собраниям давались разные названия, поскольку они возникали в разных странах, при разных обстоятельствах и выполняли разные функции. Общее название для них сформировалось значительно позже.

Пробуждение интереса к классическим древностям сочеталось с возникновением нового типа собирательства. Источники рассказывают о богатом жителе города Тревизо (Венецианская республика) Оливьеро Форце, который собирал древние медали, монеты, рукописи и мраморные изделия. Сохранился список предметов, которые коллекционер хотел приобрести в 1335 г., и где он упоминает коллекции, существовавшие в то время в Венеции.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Историография
Литературный язык породил не только поэтические произведения. Прозе при дворе также уделялось внимание, особенно историческому жанру, главным образом хронике. Авторы обычно довольствовались тем, что излагали события прошлого, подчеркивая ...

Рождение и жизнь усадьбы
В XVIII и начале XIX века почти все строения в Усольской усадьбе были деревянными, поэтому в 1812 году во время сильного пожара сгорели все крестьянские избы и старый графский дворец. До пожара село не имело строгой планировки. По распоря ...

Золотое правило морали
Чтобы глубже показать взаимосвязь морали с культурой человечества, в этом разделе будет рассказано о золотом правиле морали. В середине первого тысячелетия до н.э. родилось так называемое золотое правило нравственности. Оно знаменовало ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация