Собирание предметов известно на протяжении тысячелетий. Исследователи выявили множество побудительных мотивов собирательства, которые могут быть неизменными, могут меняться и исчезать со сменой религиозной, эстетической и интеллектуальной систем ценностей в конкретные культурно-исторические периоды.
Каталог коллекций фантастических предметов был приведен еще в одной из первых энциклопедий - «Естественной истории» Плиния Старшего. Среди перечисленных предметов был олений рог, которому приписывалась сила отпугивать змей, зуб рыбы и амулет из скелета лягушки (ценились за их лечебные свойства), а также множество камней, которым приписывались магические силы.
На протяжении многих веков, руководствуясь различными мотивами и потребностями, философы, писатели, политики, религиозные деятели, цари, императоры, деятели культуры, предприниматели занимались собирательством предметов, на их взгляд представлявших государственный, эстетический, культовый, экономический или какой-либо еще интерес. Именно до-музейное собирательство и страсть человека к коллекционированию стали фундаментом создания крупнейших музеев мира.
До-музейное собирательство как специфическое социокультурное явление, формирование которого началось уже на ранних этапах цивилизации, у большинства народов характеризуется относительно ровным поступательным движением. Это объясняется стабильной объективной потребностью человечества в сохранении и трансляции культур прошлого. История собирательства красноречиво свидетельствует об ее положительном воздействии на общество. Коллекционная деятельность способствовала развитию науки, образования, искусства, осмыслению ценности природы и исторического наследия, формированию общекультурной среды. Кроме того, являясь продуктом своего времени, коллекции отражали экономические, социальные и политические условия тех обществ, в которых они создавались. Тесная связь собирательства с разными сторонами общественного развития, а также его вклад в духовную жизнь народов ставят изучение истории до-музейного собирательства в один ряд с ключевыми проблемами историографии и культуры.
Изучение исторического развития коллекционирования особенно актуально на постсоветском пространстве в силу возрастающего интереса к истокам национальных культур, переосмысления их содержания и форм. Знание истории становления и развития музейного дела, особенностей каждого из ее этапов имеет и чисто практическое значение, так как формирование политики в сфере музейного дела, прогнозирование его дальнейшего развития возможно лишь в историческом контексте. Всякий реалистический взгляд в будущее требует исторической ретроспективы, использования положительного опыта прошлого и, наконец, осознания допущенных ошибок.
Наш интерес к мотивации до-музейного собирательства обусловлен еще и тем, что сегодня научная концепция комплектования музейных коллекций претерпевает значительные изменения. Большие сложности возникают с разработкой и формулированием основной идеи того или иного музея. Комплектование музейных коллекций порой ведется хаотично, непродуманно, стихийно. В лучшем случае, в музей располагает развернутым планом комплектования музейного собрания. Эти проблемы обсуждаются на научно-практических конференциях. В связи с этим опыт, накопленный собирателями и коллекционерами на протяжении многих веков, приобретает особое значение.
Можно констатировать, что на сегодняшний день музееведение располагает методической литературой в области комплектования, сформирован понятийный аппарат (виды, источники, формы комплектования). Но очевидна слабость теоретической базы. Не достаточно разработок, посвященных проблемам мотивации до-музейного собирательства в различные культурно-исторические эпохи, в том числе мотиваций современного собирательства. Отечественные публикации на эту тему носят не систематический, фрагментарный характер.
Цель работы - изучить мотивации до-музейного собирательства в культурно-историческом и социально-психологическом контексте.
В задачи работы входит:
1.Показать основные культурно-исторические особенности до-музейного собирательства.
2.Выявить мотивации до-музейного собирательства, показать их культурно-историческую и социально-психологическую обусловленность.
3.Определить тенденции современного собирательства и пути активизации мотивационного процесса в до-музейном собирательстве.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды зарубежных и отечественных философов, писателей, ученых- искусствоведов, занимавшихся исследования культурно-исторических, социальных и психологических особенностей мотивации собирательства и коллекционирования таких, как М.В.Алпатов, Л.Н.Баткин, Б.Р.Виппер, В.П.Грицкевич, А.А.Гужеловский, Е.П.Ильин, О.А.Кривцун, М.Я.Параделов, Н.Полунина, А.Фролов, Ф.И.Шмит, J. Crook, А.Wittlin и др., материалы периодических изданий: журналы «Петербургский коллекционер», «Искусствознание», «Русская галерея» и др.
Еще по теме:
Постмодернизм
Постмодернизм (фр. postmodernisme — после модернизма) — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины XX века: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа фило ...
Новодевичий монастырь
Монастырь (греч. μοναστήριον) — религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав. Представляет собой единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, им прин ...
Мировые религии. Отечественная культура XX века
Этимологически термин религия восходит к латинскому глаголу religate (связывать).
Религия как явление включает в себя ряд компонентов:
· вероучение: верования, составляющие систему догматов, ведущую начало от мифологии данной религии;
...