Сведения о до-музейном собирательстве в России мы обнаруживаем в работах А.И.Фролова, Л.В.Чижовой, Е.А.Шиманского и др.
Одним из ярких свидетельств до-музейного собирательства на Руси является Оружейная палата. Во времена Ивана III, когда Кремль был заново построен, на Соборной площади появился Казенный дом, каменное здание, куда поступали самые ценные изделия и драгоценности. Были среди них вещи заморские, привезенные из далеких стран, были и сделанные в Москве, в мастерских, располагавшихся в каменных палатах Кремля. Одна называлась Золотой, другая - Серебряной, самая большая мастерская называлась Оружейной. Оружейники делали сабли, ножи, пики, кольчуги, пистолеты, шлемы, одним словом, оружие и доспехи для царя и его приближенных.
В Золотой и Серебряной палатах делались царские венцы, кольца, серьги и другие украшения, драгоценная посуда.
Оружейная палата, объединенная с другими палатами и Конюшенным приказом, стала хранилищем старого оружия, одежд, посольских даров, конского убранства.
Теперь в ней выставлены те реликвии, которые некогда хранились в палате Ивана Калиты, в сокровищнице Ивана Грозного, Алексея Михайловича. Если богатства Ивана Калиты умещались в сумке, то Ивану Грозному понадобилось 450 саней, чтобы перевезти казну в Новгород.
Здесь собрано оружие, которое бывало в бою, и оружие, служившее парадным украшением князей и царей начиная с XII в. Среди них шлем князя Ярослава, отца Александра Невского, кольчуга Ермака, дарованная ему за покорение Сибири воеводой Петром Ивановичем Шуйским, чаша Юрия Долгорукого, основателя Москвы, выкованная из серебра. Здесь же хранятся рыцарские доспехи, изделия византийских мастеров. Есть здесь и такие образцы оружия, которым более полуторы тысячи лет.
До-музейное собирательство в России во многом связано с таким социальным явлением как меценатство. История меценатства в России имеет давнюю традицию, уходящую в глубь веков. Русские цари, родовитые князья и вельможи покровительствовали строителям храмов и дворцов, иконописцам и составителям летописей и хроник, книгопечатникам, ученым, поэтам. Большой стимул к меценатской деятельности появился у знати после преобразований Петра I, привнесших в страну дух европейского Просвещения.
С середины XVIII в. Санкт-Петербург и его пригороды входят в число ведущих музейных центров Европы. Большую часть художественных коллекций Петр I разместил во дворце Монплезир в Петергофе и в Летнем дворце в Санкт-Петербурге.
По примеру императора его вельможи украшали свои дворцы произведениями искусства. Однако коллекции произведений искусства в России того времени воспринимались как часть украшений дворцов либо «курьезы», поэтому о самостоятельной российской художественно-музейной практике до середины XVIII в. говорить еще рано.
В середине XVIII в. по заказу Елизаветы Петровны дворцовое ведомство заказывает и приобретает произведения искусства, которые все еще носили характер дворцового интерьера, играли орнаментальную роль. Художник Г.Х. Грот приобрел для Екатерининского дворца в Царском Селе 115 картин за границей.
В 40-60-е гг. XVIII в. формируются богатые коллекции фарфора из Китая и Японии в «китайском зале» Царскосельского дворца. А в Ораниенбауме был построен специальный Китайский дворец (архитектор А. Риннальди), украшенный в китайском стиле.
При Екатерине II дворцы продолжают пополняться художественными ценностями, приобретенными за границей, но им придается уже новый смысл. Именно в это время в России наступает период расцвета коллекционирования и собирательства.
Иметь богатейшее в Европе собрание произведений искусства стало целью императрицы. Большую часть собрания Екатерина II разместила в своей основной резиденции – Зимнем дворце. Дворец, построенный в 1754-1762 гг. по проекту Франческо Барталомео Растрелли как императорская парадная резиденция, определил неповторимый архитектурный облик ансамбля на берегу Невы и его ведущее место в панораме города.
В 1785 г. в Эрмитаже уже было 2 658 картин. Кроме того, собрание Екатерины II пополнялось произведениями современных ей художников, выполненными по ее заказам.
Еще по теме:
«Глаголица» или «Кириллица»
Многие ученые в наши дни предполагают, что святыми братьями Кириллом и Мефодием была создана «глаголица», которая больше была похожа на древнеболгарскую, чем на славянскую.
А уже многим позже была составлена «кириллица» - уже есть славян ...
Многообразие концепций культурно-исторического развития. Типология культур
и цивилизаций
Попытки изучить все основные исторические типы и формы культуры человеческого общества привели к появлению различных концепций культурно-исторического развития. Первая группа таких концепций основана на идее целостности всемирной истории ...
Теоретическая и прикладная культурология
Теоретическая культурология – раздел культурологии, в котором моделируются системные элементы, части, структуры жизнедеятельности людей.
Прикладная культурология исследует организацию и технологию общественной жизни общества, она имеет п ...