Собирательство в эпоху Нового времени

Культура и искусство » Мотивации до-музейного собирательства: исторический аспект, современность » Собирательство в эпоху Нового времени

Страница 1

В XYII столетии Европа вступает в эпоху Нового времени. Эта стадия культуры ознаменовалась, прежде всего, возникновением общества принципиально нового типа, не скованного жестко традицией и каноном. Художественное сознание послевозрожденческих эпох формирует уже гораздо большее число факторов, чем это было в предыдущие столетия. Интенсивно развивается как само художественное творчество, по-прежнему оказывающее существенное влияние на художественные установки современников, так и публичное обсуждение проблем искусства. Вопросы предназначения искусства, эволюции художественного вкуса, иерархии искусств становятся достоянием художественной критики, разрабатываются и самими мастерами искусства. Постепенно, но неуклонно искусство конституирует себя как самобытная и вполне самостоятельная сфера духовного созидания.

Теперь, чтобы идентифицировать себя с определенными культурными и социальными группами, требуется сделать выбор, т.е. самому избрать круг ценностей, наиболее созвучный собственной индивидуальности.

Новые культурные условия расширяли и возможности индивидуального начала в художественном творчестве, возможности формирования авторских стилей, утверждение собственного художественного видения.

Искусство Нового времени отличается богатством художественных накоплений, традиций; оно настолько утвердилось как достаточно самостоятельная сфера деятельности, что уже впрямую не связано ни с культовыми целями, ни с этическими, ни с политическими.

Движение в природе, открытое наукой XYII века и разрушившее иллюзорно-стройную возрожденческую систему мироздания воцаряется во всех видах искусств.

Например, во Франции первой половины XVIII в. на формирование коллекционерских вкусов большое влияние оказала образованная буржуазия. Тут складывались два направления в собирательстве. Одно из них продолжило традиции формирования комплексных коллекций, другое, поддерживаемое учеными и эрудитами, содействовало формированию специализированных коллекций.

В XVIII в. период политической консолидации и экономического подъема переживала Великобритания. Увлечение собирательством охватило имущие слои этой страны. Ее тогдашние владения приносили немалые прибыли и давали возможность дворянству и разбогатевшей буржуазии строить большие загородные дома, а молодым дворянам чаще, чем раньше, совершать поездки на континент с обязательным включением в их программу посещение Италии.

В сознании британца знание древней средиземноморской культуры ассоциировалось с принадлежностью к высшим слоям общества. Многие загородные особняки в стране строились в стиле известного архитектора эпохи Возрождения А. Палладия. Их владельцы коллекционировали картины, скульптуры, гравюры с целью украшения своего жилья. Величественные загородные резиденции Великобритании того времени сочетали в себе все лучшее из архитектурных и художественных стилей прошлого. В отдельных домах устанавливались древние мраморные статуи.

В 1732 г. в Лондоне было создано «общество дилетантов» (любителей), в которое вступали богатые люди, побывавшие в Италии и рассматривавшие классическую античную культуру как предпосылку их благополучия. Общество сыграло, безусловно, большую роль в исследовании античных памятников Греции и Леванта, которые находились под османской властью и были закрыты для большинства европейских антикваров. Лондон стал центром торговли произведениями искусства, подобно Парижу и Амстердаму. В городе часто устраивались аукционы, публиковались их каталоги, существовало немало антикварных магазинов.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Конституция Украины от 28 июня 1996 года о развитии культуры
Статья11. Государство содействует консолидации и развитию украинской нации, её исторического сознания, традиций и культуры, а также развитию этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности всех коренных народов и национальных ...

Литературный музей
Красноярский краеведческий музей ознаменовал рубеж тысячелетия созданием литературного музея. Официальное открытие состоялось 18 января 2000года. Музей располагается в уникальном памятнике архитектуры – в деревянном особняке в стиле моде ...

Традиционное жилище
Для традиционного одно-, двух этажного каркасно-столбового дома характерны раздвижные стены из рам, оклеенных вощеной бумагой или плотным картоном. Пол приподнят на небольших сваях (до одного метра), большая часть поверхности пола покрыта ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация