Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь

Культура и искусство » Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь

Страница 1

Новодевичий был одним из самых привилегированных и богатых монастырей России. В него поступали женщины из царской семьи и знатных боярских родов: царевны, которых на Руси было не принято выдавать замуж, чтобы не плодили «лишних» претендентов на престол, опальные жены. Прекрасная и благоукрашенная, для многих обитель стала тюрьмой.

Новодевичий монастырь был основан в 1524 году великим князем Василием III на юго-западе русской столицы, в Лужниках, около Девичьего поля, в излучине Москвы-реки, на ее левом берегу, у трех переправ. Великий князь Василий Иванович дал обет: возвести монастырь, если удастся отвоевать Смоленск, отобранный у Московского княжества княжеством Литовским. И Смоленск русские действительно взяли. Это произошло в 1514 году, причем победный штурм города русскими войсками начался на следующий день после празднования в честь Смоленской иконы Божией Матери.

И монастырь появился на том месте, где в 1456-м москвичи провожали в Смоленск чудотворную «Одигитрию».

На устройство новой обители из великокняжеской казны было выдано 230 килограммов серебра.

Помимо духовного значения, монастырь обладал и ценностью, так сказать, стратегической. Он входил в южное оборонительное полукольцо, состоявшее из Донского, Данилова, Симонова, Новоспасского и Андроникова монастырей, был крепостью, охранявшей дорогу на Москву из Смоленска и Литвы.

Монастырь получил название Нового девичьего, скорее всего, в отличие от более древних столичных обителей — Старых девичьих Вознесенского в Кремле и Зачатьевского монастырей.

Девичьим же он назван потому, что, как записано в «Степенной книге», «были собраны инокини девического чина в доме Пресвятыя Богородицы, Которая есть Стена дев».

Другой вариант: обитель унаследовала имя от Девичьего поля, — по преданию, во времена татаро-монгольских нашествий баскаки выбирали здесь из числа русских девушек тех, кому предстояло в уплату дани отправиться в ордынское рабство. Впрочем, возможно и не столь драматическое объяснение

В Новодевичьем подвизались вдова царя Василия Шуйского Мария Петровна Буйносова-Ростовская, мать царя Михаила Романова инокиня Марфа и его дочь, царевна Татиана, вдовы двух сыновей Ивана Грозного. В годы раскола в Новодевичьем некоторое время держали под стражей боярыню Морозову.

В 1656 году Патриарх Никон, показывая обитель Патриарху Антиохийскому Макарию и его сыну архидиакону Павлу Алеппскому, говорил, что на Руси не найдется монастыря богаче этого. При основании монастырь получил села Ахабинево (Бежецкого уезда) и Тропарево (Московского уезда). Иван IV пожаловал Новодевичьему села в Вяземском и Оболенском уездах. В конце XVII века монастырь владел 36 селами (свыше 160 тысяч десятин) в 27 уездах от Онеги до Нижней Волги, в 1744-м в его владениях насчитывалось около 15 тысяч душ мужского пола. Кроме земельных угодий, у обители имелись крупные владения в городской черте — слобода и подворья. В 1764 году Новодевичий попал в список первоклассных женских монастырей, заняв в нем второе место (после кремлевского Вознесенского).

После того как высокие гости отслужили обедню, их угостили в трапезной поистине царским обедом: «Игумения, келарша, казначея и старшие монахини сели по своим степеням, каждая из них имела при себе служанку, которая подавала ей кушанье и питье. Другие служанки подносили нам, начиная с нашего Владыки Патриарха до последнего из нас, наилучшие постные кушанья, жареные, фаршированные и иные изысканные блюда, а также и разнообразные напитки».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

История Остромирово Евангелие
Остромирово Евангелие является самой древней датированной русской рукописной книгой, дошедшей до наших дней. Она стоит у истоков тысячелетнего пути развития нашей культуры. По словам Святого Патриарха Московского и всея Руси Алексея II, « ...

Усиление коммунистического воспитания трудящихся
В послевоенный период Коммунистическая партия уделяла большое внимание идеологической работе, развитию всех средств коммунистического воспитания. Огромный размах приняла пропаганда марксизма-ленинизма: в 1951 г. был закончен выпуск четвер ...

Биография
Леон Батиста Альберти родился в знатной флорентийской семье, которая по воле судьбы оказалась в изгнании в Генуе. Поэтому местом рождения Леона Баттисты стала Генуя. С детства он проявил тягу к гуманитарным наукам. Получил гуманитарное об ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация