Мусульманское искусство - условное обобщающее название различных историко-регионалъных типов искусства, развивавшихся на основе разных этнических традиций, но объединенных единой идеологией и религией – исламом. Понятие мусульманского искусства близко, но не совпадает с историческим типом арабского искусства. В то же время арабизм и ислам включают и немусульманские элементы культуры: традиции древнего персидского, сирийского, эллинистического, византийского искусства. В течение веков региональное – арабское и религиозное – исламское начала взаимодействовали и создали особую арабо-мусульманскую культуру. Арабское искусство складывалось в V– VII вв.; мусульманское, охватывая более значительные территории, достигает апогея в XIV-XVI вв. Главной особенностью мусульманского искусства считается запрет, налагаемый исламом на изображение живых существ. Однако в Коране, главной духовной книге мусульман, об этом прямо не говорится. Запрещение изображать живые существа содержится в хадйсах (арабск. hadis – новость, рассказ, известие), сборниках преданий о словах и делах пророка Мухаммада (VII-IX вв.). Этот запрет заимствован из иудаизма и распространялся главным образом на скульптурные изображения языческих божеств – идолов. В IX-X вв. в комментариях к Корану запрет был ужесточен из политических соображений:
Идеологически «нейтральные» орнаментальные формы позволяли успешнее объединять художественные и эстетические традиции разных народов, принимавших ислам. Длительный процесс интеграции многообразных художественных форм в общую средневековую арабо-мусульманскую культуру требовал предельно емких, обобщенных, абстрагированных схем. Сложные и не всем понятные сюжетные композиции исключались; более всего поставленной цели отвечал геометрический орнамент. Однако привлекает внимание факт осознания мусульманами невозможности достижения всеобщей гармонии даже в формах геометрического, регулярного орнамента, поскольку идеал – всемогущество Аллаха – не может быть ограничен им самим созданными законами. Тем не менее, восторженное, религиозно-мистическое отношение к орнаменту сохранялось в течение многих столетий: «Европейцев тревожит беспорядочность, а мусульман удивляет регулярность», – писал Г. фон Грюнебаум, подчеркивая различия между стремлением европейского мышления к отражению мира в геометрических формулах гармонии и пониманием той же гармонии в эстетике ислама, где она трактовалась «как привычки божества, от которых оно в любое время может отказаться». Мусульмане-сунниты, представители наиболее ортодоксального течения ислама, требовали неукоснительного соблюдения запрета изображения человека и животных; они развивали поэзию и философию. Шииты, обходя запреты, создали своеобразную школу живописи и книжной миниатюры. Они использовали традиции персидского искусства, эллинистической культуры, искусства коптов. При этом сюжетные мотивы отвергались, а орнаментальные – перерабатывались. Так греческий меандр превратился в причудливый мотив плетения и гирих. Из коптских мотивов сохранились изображения уток, зайцев и восточных пальметт. Из Византии мусульмане заимствовали вышивку по шелку «волоченым золотом», раппбртный принцип декорирования тканей с мотивами барсов и грифонов. Орнаментальные завитки арабесок и моресок, ислими сочетались с аятами (арабск. a'jat – знак, чудо, знамение) – краткими фразами, стихами, строчками из Корана, написанными причудливой вязью куфического письма. Аяты вырезались на камне, майоликовых плитках, декорировавших порталы мечетей, гравировались на амулетах, оружии, татуировались на теле. Основу эстетики мусульманского искусства составляет понятие калама (арабск. kalam – письмо). «Высший калам» – мировой разум, который «пишет на дощечке судьбу мира» (сравн. скрижали). Соединение двух начал мусульманского искусства, в частности, в искусстве Ирана – семитского и арийского (одним из проявлений первого являются росписи синагоги в Дура-Европос), к концу XVI в. явственно сформировало две традиции. Одну выражает графическое и каллиграфическое искусство арабов, передающее начертаниями магических фраз состояние космоса. Вторую – живописное, пейзажное искусство, представляемое в основном мастерами не арабского происхождения. Они рисовали красоту земли, гюлистана – райского сада. Теория двух каламов, однако, не сводится к противопоставлению аскетического суннитского и более свободного шиитского отношения к изобразительному искусству. Оба калама, по убеждению мусульман, созданы Всевышним. «Первый калам – растительный, тростниковое перо каллиграфов. Второй калам – животный, кисть живописцев». Перо каллиграфа связано с «сакральными и космическими основаниями Бытия, а животный калам, кисть живописца, своим священным происхождением призван онтологизировать воображаемый мир изображений». Оба начала дополняют друг друга аналогично тому, как, к примеру, в искусстве Византии конкретное изображение рассматривалось в качестве символа неизобразимого. Способы дополнения изобразимого и неизобразимого в христианском и мусульманском искусстве различны, но смысл один и тот же: увидеть сквозь неустойчивые формы бренного материального мира истинную реальность. Обороты поэтической речи, изысканные извивы философской мысли и изобразительно-орнаментальные формы мусульманского искусства развивались параллельно, впитывая различные национальные элементы. Отсюда особенная «наука украшения» («илм-ад-бади») страницы книги, стены здания, поверхности сосуда. Эти формы нельзя называть декоративными, поскольку они представляют собой результат особенного образного мышления мусульманина, в котором архитектоника слова и изображения идентичны.
Еще по теме:
Конец Мечты
Начиная примерно с 1970 года здоровье Дали стало ухудшаться. Хоть его творческая энергия и не уменьшилась, стали беспокоить мысли о смерти и бессмертии. Он верил в возможность бессмертия, включая бессмертие тела, и исследовал пути сохран ...
Образ Давида в творчестве Донателло, Микеланджело, Бернини
Тематика эпохи Возрождения, как правило, концентрируется на библейских мотивах, меньше - на античных, совсем мало - на современных. Но любому сюжету художники давали гуманистическое истолкование. Библейские сюжеты трактуются в плоскости п ...
Некоторые особенности исторического пути Югославии
Восточный вопрос! Кто из нас в этот месяц не переживал довольно необыкновенных ощущений, и сколько было толков в газетах! И какое смущение в иных головах, какой цинизм в иных приговорах, какой добрый честный трепет в иных сердцах, какой г ...