Мусульманская архитектура и зодчество

Культура и искусство » Мусульманская архитектура и зодчество

Страница 3

Их происхождение связывают с зиккуратами древней Месопотамии. В Дамаске при династии Омейядов (661-750) минареты строили квадратными в плане, в Иране – цилиндрическими. Наиболее сложную форму минареты приобрели в Египте - сочетание многогранников, меняющееся на каждом ярусе. Как предполагает О. Туази, такое чередование многогранников заимствовано египтянами-мусульманами у формы александрийского маяка, который еще существовал в то время и представлял собой «восьмиугольник, поставленный на квадрат». С 1250 г. Египет находился под властью династии Мамлюков (арабск. mam'luk - «тот, кем владеют»), потомков рабов-воинов, достигших в арабской армии высокого положения. Региональную разновидность мусульманского искусства представляют собой памятники Средней Азии XIV-XVI вв. Архитектурные памятники Средней Азии отличают геометризация форм, симметрия планировочных решений, колористическое богатство за счет применения сверкающих на солнце облицовочных изразцов. Выбеленная солнцем однообразная плоскость песчаной пустыни и безоблачный синий купол неба над головой требуют ярких красок. Под таким небом лазурь изразцов кажется еще более синей, а их поверхность отражает солнце. Форма куполов – органическая, она не конструктивна, а изобразительна и напоминает гигантские кактусы. Изредка встречаются ребристые купола, заимствованные из древней персидской архитектуры. «Рёберный» купол мавзолея Гур-Эмир в Самарканде послужил прототипом купола мечети в Санкт-Петербурге – оригинальном памятнике северного модерна. Бесконечная цепь повторений одних и тех же членений круга и квадрата диагоналями, радиусами, касательными вплоть до получения сложнейших узоров геометрического орнамента создает ощущение непрерывного движения, течения жизни:

Весь мир – поток

Метафор и символов узор

Омар Хайям.

В изделиях художественных ремесел изысканная геометрия орнаментальных построений дополняется эффектным контрастом материалов. К примеру, курсий – небольшой столик-ларец для хранения Корана – делали из латуни, инкрустировали серебром с чернью. Так же декорировали оружие, рамы зеркал, дорогие ювелирные изделия.

Первоначально на Востоке культовые здания строились в форме арабской колонной мечети. Но быстро появились иные, различные в разных странах и областях типы архитектурных сооружений. Одной из наиболее распространенных стала четырехайванная постройка, развивавшаяся как в культовом (мечеть, медресе), так и в гражданском зодчестве (дворец, караван-сарай). Это обычно большое сооружение с прямоугольным внутренним двором, с каждой стороны которого возвышается высокий стрельчатый айван — сводчатый зал, открытый с одной стороны во двор. Мощные пилоны айванов, поддерживающих арки, образуют величественные прямоугольные порталы. Самый крупный по размерам портал, украшенный по бокам стройными минаретами, возведен на главном фасаде здания. Наряду с четырехайванной композицией распространение получили и простые портально-купольные постройки, сочетающие портал и замкнутый куб здания, увенчанный куполом. Воздвигались также стройные круглые минареты, мавзолеи с шатровым покрытием.

Огромная роль принадлежала орнаменту, покрывавшему большие архитектурные плоскости. Первоначально орнамент, исполненный из кирпича и резных терракотовых плиток, был монохромным. Но с 12 в. стали применять облицовку ни красочной керамической мозаики и ярко расписанных глазурью плиток. Архитектурный декор отличался обилием мотивов и форм растительного и геометрического узора, богатством ритма, звучностью цвета, где преобладали своеобразно претворенные в искусстве топа сине-голубого неба и золотисто-охряной земли.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Математика, астрономия, медицина Древней Индии
Открытия древних индийцев в области точных наук повлияли на развитие арабской и ирано-персидской наук. Почетное место в истории математики занимает ученый Арьяпхата, живший в V- начале VI века н.э. Ученый знал значение “пи”, предложил ори ...

Одежда и обувь
Основным материалом для изготовления традиционной эвенской одежды служили олений мех и ровдуга. Мужской и женской верхней одеждой были распашные кафтаны, спинку, полки и верхнюю часть рукавов которых выкраивали из одной шкуры. В нижней ч ...

Вождение медведя и ряженые
Достойное место в народном театральном искусстве занимает любимое всеми представление с медведями - "Медвежьи потехи". Поводыри в течение многих веков бродили по дорогам России, были частыми гостями на скромных деревенских празд ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация