Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь

Культура и искусство » Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь

Страница 5

В местном ряду иконостаса — иконы XVI—XVII веков. Они считаются вкладами русских царей, начиная с Ивана Грозного и до Петра I, Также в местном ряду «Спас Вседержитель» и «Архидиакон Стефан» Симона Ушакова, которые великий мастер создал на закате жизни. Эти и несколько других икон из Смоленского собора Новодевичьего монастыря стали его последними трудами.

Древнейшими сооружениями после Смоленского собора на территории монастыря считаются белокаменная церковь во имя святителя Амвросия Медиоланского, старая трапезная и каменные палаты Ирины Годуновой (возведены предположительно в конце 1600-х годов). Эти здания, примыкающие друг к другу, представляли собой отдельную усадьбу внутри обители и предназначались для вдовы младшего брата Ивана Грозного Ульяны Палец-кой и вдовы царя Федора Иоанновича Ирины Годуновой.

Раньше монастырские богослужения в зимнее время велись только в Амвро-сиевском храме. В конце XVII века он был перестроен под теплую больничную церковь, которую крытый переход соединял с Успенской церковью. После пожара в конце XVIII века Амвросиев-ский храм снова перестроили.

Ворота в южной стене монастыря были перестроены, и над ними в 1687— 1689 годах возвели церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Храм венчают три главы, расположенные в один ряд с востока на запад, — прием, характерный для южнорусского барокко.

Внутри сохранился старый барочный иконостас с иконой Введения во храм Пресвятой Богородицы (работы Кирилла Упанова, 1690 год).

С восточной стороны от надвратной Покровской церкви в 1683—1685 годах возвели караульню. Впоследствии ее перестроили для сестры Петра I царевны

Марии Алексеевны, и строение получило название «Мариинские палаты». Существует предположение, что здесь первое время была заточена царевна Софья: в начале XVIII века в монастыре жили две столетние старицы — «самовидицы» царевны. Они и указали ее келью.

Ныне в храме находится сектор реставрации масляной живописи, графики и темперы Государственного Исторического музея.

В 1687—1689 годах над тремя арками северных парадных ворот возвели украшенную изящным белокаменным узором церковь в честь Преображения Господня. Храм пятиглавый, с необычно крупными раковинами закомар, с тремя ярусами нарядных окон, в стиле нарышкинского барокко.

Внутри — резной золоченый иконостас работы мастеров Оружейной палаты, созданный под руководством иконописца Карпа Золотарева (1688 год). Все иконы написаны «фряжским письмом», в западной манере.

К Преображенскому храму с запада примыкают Лопухинские палаты (1683—86). С 1727 по 1731 год здесь жила первая супруга Петра I — Евдокия Лопухина, в монашестве Елена, а затем располагались игуменские покои. Ранее это были палаты сестры Петра 1 царевны Екатерины Алексеевны.

Б 1689—1690 годах царевной Софьей была сооружена изящная 72-метровая колокольня, вторая по высоте в Москве после Ивана Великого (81 м).

Колокольня в плане восьмиугольная, шестиярусная, увенчана луковичной главой. Приписывается архитектору Якову Бухвостову.

Восьмерики всех ярусов, кроме барабана купола, окружены галереями с белокаменными балюстрадами, ребра подчеркнуты белокаменными колоннами. Первый ярус обнесен сквозным круговым ходом, скрывшим массивность стен, толщина которых достигает трех метров. В нижнем ярусе колокольни был устроен храм во имя прпп. Варлаама и Иоасафа, царевича

Индийского. Особыми переходами он соединялся с покоями сестры Петра I царевны Евдокии Алексеевны, расположенными у подножия колокольни. Во втором ярусе был храм во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Открытые третий и пятый ярусы — для колоколов большого и малого звонов. К колоколам ведет внут-ристенная лестница.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Еще по теме:

Экономические предпосылки и социальные функции «массовой» культуры
Истоки широкого распространения массовой культуры в современном мире кроются в коммерциализации всех общественных отношений, на которую указывал еще К. Маркс в «Капитале». В этом сочинении К. Маркс рассмотрел через призму понятия «товар» ...

Каменные идолы и храмы
Кельтские храмы квадратной формы появляются уже в римский период в Галлии. Встречаются они и в Британии. Иногда эти храмы имеют круглую форму. Необходимо сразу отметить, что подобную форму храмы имели только в кельтском и славянском мире ...

Сущность и значение культуры
Сущность культуры заключается в том, что она составляет фундаментальное, определяющее измерение человеческой жизни, воплощает собственно человеческий способ существования. В массовом сознании утвердилось представление о культуре как об о ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация