Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь

Культура и искусство » Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь

Страница 4

Остаток монашеской общины держался за Успенский храм, ставший приходским. Власти закрыли его в 1934 году, разместив в нем экспозицию филиала Государственного Исторического музея.

В военные годы отношение советского государства к I Церкви изменилось. В'1944-м в зданиях Новодевичьего монастыря открылись Православный Богословский институт и Пастырско-богословские курсы, позже преобразованные в Московские духовные академию и семинарию и переведенные в Троице-Сергиеву Лавру. Тогда же возобновились богослужения в над-вратном Преображенском храме, а на следующий год был освящен Успенский храм.

В 1994 году в Новодевичьем возродилась монашеская жизнь.

За сравнительно короткий срок правления царевны Софьи Алексеевны суровый средневековый вид Новодевичьего монастыря сменился нынешним — ярким, нарядным. Все постройки были выполнены в кирпиче, с белокаменными деталями, и связаны единством приемов и форм «московского барокко», благодаря чему ансамбль отличает удивительная целостность.

Как повествуют летописные источники, собор в честь Смоленской иконы Бо-жией Матери был заложен в 1524 году и закончен к престольному празднику, 10 августа 1525-го. Впрочем, некоторые современные ученые склонны датировать собор 60-ми годами XVI века. Это не исключает того, что на месте Смоленского мог стоять первый каменный храм Новодевичьего монастыря, построенный Василием III, т.е. до 1533 года.

Четырехстолпный, крестовокуполь-ный, пятиглавый, на высокой белокаменной подклети, Смоленский собор сложен из болыпемерного кирпича. Фасады практически лишены декора, только трехчастная апсида украшена тонким аркатурным пояском. Своды опираются на крестчатые столпы (новшество, привнесенное в русское зодчество итальянцами). Главы собора сдвинуты на восток, в сторону алтарной части, так что одно отделение здания оказывается не под куполами, а как бы вынесено вперед. Именно на алтарь, по замыслу древних зодчих, направлен сверху поток света, льющийся сквозь щелевидные окна в высоких барабанах под куполами.

Собор окружен с трех сторон закрытой белокаменной галереей с арочными проемами, часть которых ныне заложена. В XVII веке с севера и юга к галерее пристроили два высоких крыльца. Их ступени ведут ко входу в собор. На галерее были устроены четыре маленькие придельные церкви. Сохранились две: во имя святых апостолов Прохора и Никанора, чья память совпадает с празднованием Смоленской иконе Богородицы, и во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Еще один малый престол в честь чуда Архангела Михаила в Хонех — в диа-коннике собора.

Собор очень велик. Высота от уровня пола подклети до креста — 42,5 м.

Росписи стен и столпов Смоленского собора выполнены в 1526—1530 годах, сводов — позже, в царствование Бориса Годунова. В XVII веке стены поновляли иконописные мастера И. Елизаров и Ф. Карпов. Их работой руководил Симон Ушаков. На одном из столпов — фреска его работы «Седьмой Вселенский собор». Росписи расположены в несколько ярусов и посвящены Акафисту Пречистой Деве, Сказанию о Римской-Лиддской иконе, чудесам Смоленской иконы Богоматери. Широко представлена в росписях тема святых воинов и русских князей.

От иконостаса, поставленного Борисом Годуновым в 1598 году, сохранились иконы верхних четырех рядов и одна икона местного ряда, изображающая святых благоверных князей Бориса и Глеба.

Дошедший же до нас пятиярусный деревянный золоченый иконостас возведен в 1683—1686 годах по приказу царевны Софьи Алексеевны. Он выполнен в новой для того времени технике сквозной, «флемской» (т.е. фламандской), резьбы мастерами из кремлевской Оружейной палаты.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Еще по теме:

Материальная культура ительменов
Первые письменные данные о жилищах ительменов были сообщены В. В. Атласовым: «А юрты у них зимные земляные, а летные на столбах вышиною от земли сажени по три, намощены досками и покрыты еловым корьем, а ходят в те юрты по лестницам». Бол ...

Казахский государственный ансамбль народного танца
Первый большой успех театра состоялся в дни Декады казахской литературы и искусства в г. Москве в 1936 году. С большим успехом прошла опера «Кыз Жибек» с Куляш Байсеитовой в главной роли. Певица получила необыкновенное признание. Все газе ...

Два вида любви
Федр посвящает свою речь тому, что Эрот - это древнейший бог. Полемизируя с ним, Павсаний утверждает иное: Эрот бывает разным в зависимости от того, от кого он произошел: от Афродиты-Урании (и тогда это – идеальная, небесная любовь, любо ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация