Новодевичье кладбище делится на «старое» и «новое». Тихое «старое» находится на территории самого монастыря. В 1898 году решили расширить некрополь, и новая его часть, вышедшая за южную стену обители, была обнесена оградой, созданной по проекту архитектора Ивана Павловича Машкова. Официально «новое» кладбище открылось в 1904 году.
После Октябрьской революции новая часть монастырского некрополя стала подведомственна Хамовническому райсовету и превратилась в рядовое место погребения москвичей. Но уже в 1927 году Новодевичье кладбище по решению ВЦИК было «выделено для захоронения лиц с общественным положением» и стало вторым по степени почетности местом погребения в СССР — после Кремлевской стены.
В 1930-е на Новодевичье кладбище перенесли могилы многих знаменитых людей — первоначальные места их захоронения были уничтожены советской властью. Из Симонова монастыря перенесли прах поэта Д. Веневитинова, С. и К. Аксаковых; с Дорогомиловского еврейского кладбища — прах художника И. Левитана; с кладбища Свято-Да-нилова монастыря — П. и С. Третьяковых, славянофила А. Хомякова, Н. Языкова, композитора Н. Рубинштейна.
Также с Даниловского кладбища перенесли на Новодевичье останки Николая Васильевича Гоголя. При этом группа советских писателей, присутствовавших на эксгумации, по свидетельству очевидцев, осквернила прах, взяв «на сувениры» фрагменты сюртука, обшивки гроба, башмаки и даже ребро Гоголя.
В 1951 году, к столетию со дня смерти русского гения, на его могиле вместо гранитной голгофы с крестом установили мраморный бюст работы скульптора Н. Томского, с надписью: «Н. В. Гоголю от правительства Советского Союза». Голгофа, в свое время доставленная по поручению С. Аксакова с побережья Черного моря специально для памятника Гоголю, оказалась в мастерской по изготовлению надгробий. Тут она была обнаружена вдовой писателя Михаила Булгакова. В 1953 году голгофу с могилы Гоголя установили на могиле Булгакова, на том же Новодевичьем кладбище.
С 1949 года «новое» кладбище стало расширяться еще дальше к югу, давая последний приют видным деятелям государства, военным, ученым, писателям, композиторам, артистам. Здесь лежат представители русской словесности разных эпох — А. Чехов, Андрей Белый, В. Брюсов, Демьян Бедный,
A.Н. Толстой, Д. Андреев, В. Вересаев,
B.Гиляровский, С. Маршак, В. Маяковский, А. Твардовский, Э. Багрицкий, Ю. Олеша, А. Фадеев, И. Эренбург,
A. Барто, И. Ильф, В. Шукшин .
Академики — хирург Н. Бурденко, генетик С. Вавилов, естествоиспытатель
B. Вернадский, полярник-математик О. Шмидт, психиатр П. Ганнушкин.
Композиторы — С. Прокофьев, А. Скрябин, С. Танеев, Д. Шостакович, А. Александров, Н. Богословский, И. Дунаевский.
Режиссеры, актеры, певцы — Е. Вахтангов, В. Качалов, И. Москвин, А. Нежданова, В. Немирович-Данченко, Л. Собинов, К. Станиславский, Л. Орлова, А. Вертинский, С. Бондарчук, Е. Евстигнеев, О. Ефремов, М. Жаров, Е. Леонов, А. Папанов, А. Райкин . Сюда перенесли прах М. Ермоловой и Ф. Шаляпина.
Здесь похоронили жену Сталина Надежду Аллилуеву. И — Никиту Сергеевича Хрущева, памятник ему — модернистский, из контрастных угловатых форм — создал Эрнст Неизвестный, один из тех художников, кого Хрущев «разгромил» в Манеже в 1962 году.
На Новодевичьем кладбище погребены первый президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин и первая леди СССР —P.M. Горбачева.
Сейчас площадь кладбища составляет около 7 гектаров. Многие его надгробия имеют высокую художественную ценность, в том числе работы скульпторов И. Шадра, Н. Андреева, С. Коненкова, В. Мухиной, С. Мер-курова, М. Аникушииа, Е. Вучетича, Л. Кербеля .
Еще по теме:
Русская культура на рубеже веков
Понятием «национальный характер» сегодня активно пользуются политики, ученые, писатели, журналисты. Часто в понятие национального характера вкладывается самый различный смысл. Долгое время ученые вообще спорили о том, существует ли он ...
Вокальное искусство
Пение (вокальное искусство) - исполнение музыки голосом, искусство передавать средствами певческого голоса идейно-образное содержание музыкального произведения, один из древнейших видов музыкального искусства. Пение может быть со словами ...
Флорентийский период творчества
Овеянный славой творца «Оплакивания», скульптор вернулся во Флоренцию, где за время его отсутствия произошла некоторая стабилизация республиканского строя, возглавленного гонфалоньером республики Пьетро Содерини. На этот краткий четырехле ...