Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь

Культура и искусство » Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь

Страница 3

После семилетнего регентства и стрелецкого бунта в сентябре 1689 года Софья, не захотевшая уступать трои брату, была свергнута Петром I и отправлена в Новодевичий.

И в заточении она не перестала бороться за власть, в 1698 году организовав еще один стрелецкий бунт, жестоко подавленный Петром. Этот мятеж привел в Новодевичий и других сестер Петра и Софьи, царевен Милославских Евдокию, Екатерину и Марию.

Генерал-фельдмаршал князь И. Ю. Трубецкой, в молодости капитан и начальник воинской команды, караулившей Софью Алексеевну, утверждал, что верные свергнутой правительнице стрельцы сумели сделать подкоп под монастырь, разломали пол в покоях царевны Софьи и чуть не вывели ее подземным ходом, но после схватки со сторожившими обитель солдатами были переловлены.

Петр устроил при монастыре отделение Преображенского приказа — здесь допрашивали бунтовщиков, головами казненных стрельцов унизывали зубцы монастырских стен. Всего было казнено около 200 человек.

Софью, по воле Петра I, постригли в монахини с именем Сусанна. Перед окнами ее кельи в течение пяти месяцев висели трупы казненных стрельцов. В руку одного из них была вложена челобитная о вступлении царевны на престол. Пять лет прожила царевна под строгим надзором. В 1704 году она умерла, а за год до кончины приняла схиму, взяв при этом прежнее имя — Софья. Однако и по смерти узницы Петр не снял опалы с обители: ворота монастыря оставались постоянно закрытыми, свидания сестер с родственниками были строго ограничены.

В 1721 году обитель перешла в ведение Святейшего Синода.

В 1727-м по указу Петра II в Новодевичий перевели из Шлиссель-бургской крепости опальную первую жену Петра I и мать царевича Алексея Евдокию Федоровну Лопухину, в иночестве Елену. Она поселилась в палатах царевны Екатерины Алексеевны, которые впоследствии получили название Лопухинских. Существуют свидетельства, что, пережив Петра II, Евдокия Федоровна отказалась от трона, предложенного ей Верховным Тайным советом. Окруженная почетом, она умерла в монастыре в 1731 году.

После императорского манифеста 1764 года о секуляризации церковной недвижимости Новодевичий монастырь, лишившись землевладения, получил взамен денежное и хлебное жалование, Было предписано число монашествующих в нем: 70 человек; игумений стали назначаться Синодом.

С конца XVIII века и до 1868 года монастырь использовался церковной властью в качестве исправительного учреждения для женщин Москвы и Московской губернии, осужденных судом за неверие.

Конечно же, обитель была не только местом заточения и почетных ссылок, но славилась и делами милосердия. В 1724 году при монастыре открылся приют для «зазорных младенцев» женского пола, рассчитанный на 250 человек. Девочек обучали плетению голландских кружев мастерицы, выписанные Петром I из Брабанта. Тогда же в обители устроили приют и больницу для старых солдат и офицеров. Сиротские приюты, церковноприходская школа, богадельни для старых монахинь действовали в обители до революции.

Не миновала Новодевичий и «гроза 1812 года». К счастью, незадолго до входа французов в Москву удалось вывезти святыни монастыря и его самое ценное имущество в Вологду.

Оправившись после наполеоновского нашествия, Новодевичий в XIX — начале XX века слыл одним из лучших столичных монастырей. В нем жили до 300 монашествующих.

Советская власть упразднила Новодевичий в 1922 году.

На его территории устроили «Музей раскрепощения женщины», в 1926-м в стены обители переехал Государственный музейный фонд.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Противоречие науки и культуры
По мере осознания несоразмерности научно-технического прогресса и дальнейшего развития личности, нарастают пессимистические взгляды на мир, критические ноты в отношении достижений науки и техники. По-видимому, как отмечает В. Библер, “раз ...

Философские основы массовой культуры
Одной из старейших философских школ прошлых веков была греческая школа — киренаиков, основанная в V веке до н.э. другом Сократа — Аристипом. Это школа создала этическое учение — гедонизм. Гедонисты утверждают, что чувство наслаждения явля ...

Доосевые культуры Древнего Востока
Уровень материальной цивилизации и генезис социальных связей Если на Западе друг друга сменяли совершенно различные культуры, то на Востоке мы имеем дело с чем-то незыблемым, которое модифицируется только в своих проявлениях, сохраняя в ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация