Исследованию альтруистических мотивов значительное внимание уделил один из самых известных социологов ХХ века П.Сорокин. В последние годы своей жизни он организовал Исследовательский центр по созидательному альтруизму при Гарвардском университете. Сорокин провел ряд фундаментальных исследований и выявил ряд факторов и условий формирования альтруистических мотивов. Он выделил три типа альтруистов
а) «прирожденные»;
б) «потрясенные или благоприобретенные» (поздно проявившиеся) альтруисты, чья жизнь делится на два периода – доальтруистический и альтруистический;
в)промежуточный тип, который несет в себе черты как «прирожденных», так и «благоприобретенных» альтруистов.
Поскольку собрания предметов отражают бытие человека и воздействуют на него, выявление социальных функций собраний открывает перспективу понимания их сущности.
В 1949 г. в Лондоне вышла в свет подготовленная накануне второй мировой войны книга «Музеи. Их задачи в воспитании» А. Уиттлин, эмигрировавшей из нацистской Германии в Англию. В этой книге впервые был рассмотрен процесс эволюции музея как социального института со времен первобытнообщинного строя. Автор предложила свою периодизацию истории собирательства и музейной деятельности, связав ее с социальными переменами в человеческом обществе. Социальные функции согласно концепции, предложенной А. Уиттлин служат критерием классификации до-музейных собраний и ранних музеев. Вычленение социальных функций собраний прошлого помогает определить не только потенциал современных музеев, но и мотивацию их создания.
На первый взгляд, сегодня социальные функции до-музейных собраний вызывают только исторический интерес, однако некоторые из них определяют скрытые движущие силы и мотивацию деятельности современных музеев. Это может касаться и выбора стиля нового здания музея, и выработки экспозиционного проекта, и концепции взаимоотношений музея и общества. А. Уиттлин выделяет следующие виды собраний:
1) экономического характера;
2) социального престижа;
3) магические;
4) как проявление групповой принадлежности;
5) как средство возбуждения научного интереса;
6) как средство эмоционального переживания.
В целом такая классификация отражает основные направления исследований в данной области большинства ученых.
Еще по теме:
Раннее творчество живописца
Пуссен родился в 1594 году вблизи города Андели в Нормандии в семье небогатого военного. О юношеских годах Пуссена и его раннем творчестве известно очень мало. Возможно, его первым учителем был посетивший в это время город странствующий х ...
Зрелищная культура как составная часть развития общества
Обратимся к истолкованию основного объекта нашего изучения – именно зрелища.
В области искусства термин «зрелище» иногда употребляют в качестве синонима слова «представление» – театральное, концертное и другие. Чаще это слово употребляет ...
Нобелевская премия
Самой престижной из существовавших до настоящего времени премий считается Нобелевская премия. Альфред Бернхард Нобель родился 21 октября 1833 года в семье преуспевающего шведского промышленника. В 1895 году Нобель обнародовал в Париже сво ...