Мотивации до-музейного собирательства

Культура и искусство » Мотивации до-музейного собирательства: исторический аспект, современность » Мотивации до-музейного собирательства

Исследованию альтруистических мотивов значительное внимание уделил один из самых известных социологов ХХ века П.Сорокин. В последние годы своей жизни он организовал Исследовательский центр по созидательному альтруизму при Гарвардском университете. Сорокин провел ряд фундаментальных исследований и выявил ряд факторов и условий формирования альтруистических мотивов. Он выделил три типа альтруистов

а) «прирожденные»;

б) «потрясенные или благоприобретенные» (поздно проявившиеся) альтруисты, чья жизнь делится на два периода – доальтруистический и альтруистический;

в)промежуточный тип, который несет в себе черты как «прирожденных», так и «благоприобретенных» альтруистов.

Поскольку собрания предметов отражают бытие человека и воздействуют на него, выявление социальных функций собраний открывает перспективу понимания их сущности.

В 1949 г. в Лондоне вышла в свет подготовленная накануне второй мировой войны книга «Музеи. Их задачи в воспитании» А. Уиттлин, эмигрировавшей из нацистской Германии в Англию. В этой книге впервые был рассмотрен процесс эволюции музея как социального института со времен первобытнообщинного строя. Автор предложила свою периодизацию истории собирательства и музейной деятельности, связав ее с социальными переменами в человеческом обществе. Социальные функции согласно концепции, предложенной А. Уиттлин служат критерием классификации до-музейных собраний и ранних музеев. Вычленение социальных функций собраний прошлого помогает определить не только потенциал современных музеев, но и мотивацию их создания.

На первый взгляд, сегодня социальные функции до-музейных собраний вызывают только исторический интерес, однако некоторые из них определяют скрытые движущие силы и мотивацию деятельности современных музеев. Это может касаться и выбора стиля нового здания музея, и выработки экспозиционного проекта, и концепции взаимоотношений музея и общества. А. Уиттлин выделяет следующие виды собраний:

1) экономического характера;

2) социального престижа;

3) магические;

4) как проявление групповой принадлежности;

5) как средство возбуждения научного интереса;

6) как средство эмоционального переживания.

В целом такая классификация отражает основные направления исследований в данной области большинства ученых.

Еще по теме:

Византийское искусство
Византийская империя возникла на рубеже двух эпох - крушения поздней античности и рождения средневекового общества в результате разделения Римской империи на восточную и западную части. Смешение греко-римских и восточных традиций наложило ...

Ментальные характеристики культуры
Ментальными характеристиками культуры называются такие глубинные структуры, которые определяют на протяжении длительного времени ее этническое или национальное своеобразие. Мы уже отмечали, что как правило, черты, представляющие ментальны ...

Проблема стереотипов в осмыслении культурного феномена классицизма
«Мне бы хотелось в заключение придумать что-нибудь необыкновенное, блестящее, сверкающее, содержащее в себе определенную мысль» Бомарше, «Севильский цирюльник» Считается, что классицизм — это прежде всего жесткая система правил. В класс ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация