Просвещение способствовало закреплению в характере англичан таких черт, как предприимчивость, изобретательность, практицизм.
На шотландское Просвещение большое влияние оказала деятельность Философского общества в Эдинбурге, которое объединило лучшие умы того времени, в частности Дэвида Юма (1711-1776) и Адама Смита (1723—1790). Выдающийся теоретик товарно-денежных отношений Адам Смит стал их горячим защитником и пропагандистом во многом по моральным, этическим и эстетическим соображениям. В своей теории он отводил большое место рынку, считая, что именно рынок освободил человека от отупляющей системы зависимости при феодализме.
Выдающиеся представители французского Просвещения - Вольтер (1694—1778), Жан-Жак Руссо (1712-1778), Дени Дидро (1713- 1784), Шарль Монтескье (1689—1755), Поль Анри Гольбах (1723-1789), Жорж Луи де Бьюффон (1697- 1788) и др.
Во Франции уделом просветителей было своего рода "отщепенчество", порождавшее в их среде политический радикализм и мессианские настроения, оппозицию существующему строю. Порой их протест принимал форму атеизма, иногда он проявлялся в идеализации прошлого, например, республиканского строя античных государств.
С именем Руссо связан целый этап в развитии просветительского движения Франции — радикальный пересмотр некоторых его фундаментальных целей и идеалов. Радикализм Руссо основывался на его этических воззрениях. В противоположность философам, считавшим себялюбие и эгоизм совместимыми с общественным благом, он требовал подчинения личности благу общества.
Французские просветители вошли в историю как энциклопедисты, создатели французской Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел, открывшей новую эпоху в познании и истолковании природы и общества. Организатор и редактор Энциклопедий — Дени Дидро, убежденный противник абсолютизма, церкви, клерикального мировоззрения. Один из энциклопедистов— естествоиспытатель Бюффон, автор многотомной Естественной истории, в которой выдвинул положение о единстве растительного и животного мира.
Эпоху Просвещения во Франции называют иногда эпохой Вольтера. Вольтеровская критика абсолютизма, прославление разума, борьба за веротерпимость и права человека сделали его угодным французскому королевскому двору. В своих исторических трудах он впервые представил историю не как описание судеб государства и его правителей, а как развитие самих народов, их экономики, науки, культуры, политики и эстетики.
"Целью государства любой формы должны быть сохранение свободы на основе закона", "баланс интересов различных социально-духовных групп обеспечивает стабильность государства", "необходим принцип разделения властей в государстве" — это основные положения трактата "О духе законов" Ш. Монтескье.
Выдающимся представителем немецкого Просвещения был Иммануил Кант (1724—1804). Знаменитые вопросы Канта: "Что я могу знать?", "Что я должен делать?", "На что я могу надеяться?" — были подготовлены предшествующей философией.
Славу модного писателя принесла Канту работа "Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного". Эстетические категории "прекрасное" и "возвышенное" служит для него стержнем, на который он нанизывает свои наблюдения о человеческом в человеке. Предметом теоретической философии, по Канту, должно быть не изучение самих по себе вещей — природы, мира, человека, а исследование деятельности, установление законов человеческого разума и его границ.
В трактате "Ответ на вопрос: что есть Просвещение" Кант подытоживает основные идеи Просвещения, которое стремится освободить людей из-под гнета и призывает их к тому, чтобы мерилом решений был их собственный разум. «Будь смел . и используй собственный разум. Это девиз Просвещения».
Еще по теме:
Эстетика в различных формах Просвещения
Европейское искусство XVIII в. соединяло в себе классицизм и романтизм. Романтизм, возникший в атмосфере, пронизанной идеями Просвещения, революционными событиями, во главу угла ставил воображение, эмоциональность и творческую одухотворен ...
Культурная природа и результаты институтского образования
Для выяснения культурной природы женского институтского образования в России конца XVIII – первой половины XIX века принципиальное значение может приобрести проблема соотношения в нем религиозного и светских начал. Своеобразной заменой ее ...
Многообразие концепций культурно-исторического развития. Типология культур
и цивилизаций
Попытки изучить все основные исторические типы и формы культуры человеческого общества привели к появлению различных концепций культурно-исторического развития. Первая группа таких концепций основана на идее целостности всемирной истории ...