Эпоха Просвещения и ее прогрессивная роль в эстетическом развитии общества

Культура и искусство » Культурные традиции эпохи Просвещения » Эпоха Просвещения и ее прогрессивная роль в эстетическом развитии общества

Страница 1

Просвещение — идейное, общественное, культурное и эстетическое движение в странах Европы и Америки, связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений. Условно историче­ские рамки эпохи Просвещения могут быть ограничены 1689-1789 гг. Первая — дата из английской истории. В 1688 г. совершилась, по выражению западных историков, "славная революция" в Англии. Вторая дата — начало Французской революции, воспри­нимавшейся современниками как воплощение просветительских идей Свободы, Равенства, Братства, ставших ее лозунгами.

Предпосылкой и первопричиной эстетической эволюции общества явились те изменения, которые оставило Просвещение в науке, культуре, искусстве, политике, идеологии стран и народов.

Деятели Просвещения боролись за установление "царства ра­зума", прежде всего обеспечиваемого развитием науки. Основой его должно быть "естественное равенство", а отсюда — политиче­ская свобода и гражданское равенство.

При всем многообразии мнений большинство мыслителей схо­дились в оценке Просвещения как передового новаторского явле­ния. Иммануил Кант понимал Просвещение как попытку исполь­зовать разум в интересах интеллектуального, морального и эстетического раскре­пощения личности, а Фридрих Энгельс усматривал в нем идеологи­ческую подготовку буржуазных революций.

Просветителями были материалисты и идеалисты, сторонники рационализма (признавшие разум основой познания и поведения людей), сенсуализма (считавшие таковой ощущением) и даже бо­жественного провидения (уповавшие на волю Бога). Часть из них верила в неизбежный прогресс человечества, другая — рассматри­вала историю как общественный регресс.

Как течение общественной мысли Просвещение представляло собой некое единство. Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях. Это прежде всего цели и идеалы Просвещения - такие, как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода.

Эстетическим предпочтениями данного времени стало обращение к человеку, вне зависимости от его социальной принадлежности.

Научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь распространяется вширь, выходя за пределы универ­ситетов и лабораторий, в светские салоны Лондона и Парижа, ста­новясь предметом обсуждения уже не только ученых, но и литераторов, популярно излагающих последние достижения науки и фи­лософии.

Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе науки, создающем условия для эконо­мического и социального благоденствия, — пафос эпохи Просве­щения.

Просветители убеждали, что просвещением масс воспитанные монархи приведут к уничтожению бесправия и несправедливости.

Просветители происходили из разных классов и сословий: ари­стократии, дворян, духовенства, служащих, торгово-промышлен­ных кругов; разнообразны были и условия, в которых они жили. В каждой стране просветительское движение носило отпечаток на­циональной самобытности.

В Англии в XVII—XVIII вв. после революции и гражданских войн сгладились резкие противоречия в обществе. Развитие парламентаризма привело к упрочению правовых форм политической борьбы. Английская церковь не противопоставляла себя Про­свещению, а в какой-то мере даже отвечала его идеалу веротерпи­мости. Это способствовало культурному и эстетическому развитию страны, поскольку позволяло сохранить равновесие между традиционными ценностями, хранительницей которых выступила церковь, и нова­торскими, которые несло Просвещение.

В основных чертах политическая программа английского Про­свещения была сформулирована философом Джоном Локком (1632—1704). Основное его сочинение — "Опыт о человеческом разуме" — содержало позитивную программу, воспринятую не только английскими, но и французскими просветителями. К неотчуждаемым правам человека, считал Локк, принадлежат три основных права: на жизнь, свободу и собственность. Право на собственность он тесно связывал с высокой оценкой человеческого труда. Воз­зрения Локка близки к трудовой теории стоимости Адама Смита: как и представители классической буржуазной политэкономии, он убежден в том, что собственность каждого человека есть результат его труда. Правовое равенство индивидов является необходимым следствием принятия трех неотчуждаемых прав. Как и большинство просветителей, Локк исходит из идеи неотъемлемых прав изолированных индивидов и их частных интересов: правопо­рядок должен обеспечить возможность получения выгоды каждым, но так, чтобы при этом соблюдались также свобода и частный интерес всех остальных.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Миф как форма культуры
В обыденном сознании слово «миф» ассоциируется с рассказами (почти что сказками) о богах и героях. При этом предполагается, что миф принадлежит далекому, навсегда покинутому нами про­шлому. Однако ни то, ни другое – неверно. Во-первых, ми ...

Реформирования в области образования и науки
В рассматриваемый период культурная жизнь страны развивалась весьма неоднозначно. Вместе с тем, во многих областях культурного развития были достигнуты значительные успехи. К таковым прежде всего относится сфера образования. Историческим ...

Обычаи и традиции страны
Национальные праздники. Встречая с несколько преувеличенным оптимизмом наступление весны, шведы считают первым знаком ее приближения праздник Пасхи. Несмотря на сакральный характер праздника и светлый образ весны, символом этого периода ш ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация