Эстетика в различных формах Просвещения

Культура и искусство » Культурные традиции эпохи Просвещения » Эстетика в различных формах Просвещения

Страница 4

Картины на фривольные сюжеты, часто эротические ("Качели"), писал Жан-Оноре Фрагонар (1732—1806), ведущий представитель рококо.

Идеи Просвещения не только влияли в целом на развитие ис­кусства, просветители активно вмешивались в его ход. "Салоны" Дени Дидро (1713—1784) были первой формой критической литера­туры по искусству.

В русле новых эстетических идей в искусстве развивается твор­чество Жана Батиста Симона Шардена (1699—1779), художника, создавшего в сущности новую живописную систему. Шарден начал с натюрморта, писал вещи кухонного обихода — котлы, кастрюли, бачки, затем перешел к жанровой живописи ("Молитва перед обедом", "Прачка"), а от нее — к портрету.

Французская скульптура XVIII в. проходит те же этапы, что и живопись. Это преимущественно рокайльные формы в первой по­ловине века и классические черты — во второй. Легкость, свобода, динамика видны в скульптуре Жана Батиста Пигаля (1714—1785), в его полном прелести, легкого, стремительного движения, непо­средственности и изящества "Меркурии, подвязывающем сандалию".

Жан Антуан Гудон (1741—1828) — истинный историограф французского общества, передал в своей скульптурной портретной галерее духовную атмосферу его эпохи. Его "Вольтер" — свидетель­ство высокого уровня французского искусства.

Тяготение изобразительного искусства к зани­мательности, повествовательности и литера­турности объясняет его сближение с театром.

Театр был призван временем для выполнения целого спектра задач. Бомарше считал его "исполином, который смертельно ранит всех тех, на кого направ­ляет свои удары".

Писать о людях в обыденных обстоятельствах значило писать одновременно о жизни, сформировавшей этих людей. И писать нелицеприятно — ведь драматурги Просвещения исходили из больших общественных и человеческих идеалов и решительно не воспринимали всего, что им противоречило. В трагедии они него­довали, в комедии издевались.

Крупнейшим драматургом Англии XVIII в. был Ричард Бринсли Щеридан (1751—1816). Его сатирические комедии нравов ("Поездка в Скарборо" и "Школа злословия") направлены против безнравственности высшего света, пуританского лицемерия буржуа.

Некогда великая торговая держава, Венеция переживала в XVIII в. экономический упадок, но не только сохранила, но и сумела развить свою культуру. В этом небольшом городе работало семь театров — столько, сколько в Париже и Лондоне вместе взятых. На карнавал в Венецию съезжались со всей Европы. В этом городе творил Карло Гольдони (1707—1793), создавший 267 драматических произведений, но прославили его лучшие комедии — "Трактирщик" и «Слуга двух господ».

Современником Гольдони был Карло Гоцци (1720—1806). Его сказки — фьябы основаны на фольклорных мотивах и традициях комедии ("Любовь к трем апельсинам", "Турандот" и др. о жиз­ни театральной Венеции).

Во Франции самым высоким, достигшим абсолютной зрелости, воплощением комедии нравов, была "Женитьба Фигаро" великого французского драматурга Пьера Бомарше (1732—1799). Фигаро ока­зался олицетвореним общенародной оппозиции старому режиму, той самой оппозиции, которая привела к революции. И недаром два человека так ненавидели эту пьесу — Людовик XVI, живший в страхе перед революцией, и Наполеон Бонапарт, построивший свою империю на развалинах революционных порядков.

Страной, где "серьезный жанр", как его называли в XVIII в., а потом и трагедия сделали наибольшие успехи, была Германия. Хотя театр Просвещения появляется в Германии лишь в середине 50-х годов XVIII в. (на сорок—пятьдесят лет позже, чем в Англии и Франции), но зато, восприняв опыт предшественников, дает заме­чательные плоды.

Готхольд Эфраим Лессинг (1729—1781) был теоретиком изобра­зительного и драматургического искусства, создателем замечатель­ных пьес ("Сара Сэмпсон", "Эмилия Галотти"). В сочинении "Гамбурская драматургия" он толкует по-своему Аристотеля и критикует застыв­шие формы классической французской драмы, противопоставляя их свободному подходу Шекспира и утверждая право третьего со­словия быть героями произведений.

Эстетические сочинения Лессинга ("Лаокоон, или о границах живо­писи и поэзии", "Гамбургская драматургия") имели резонанс во всех евро­пейских странах. Основной вопрос, который Лессинг поднимает в "Лаокооне", — о специфической природе поэзии и живописи, а сле­довательно, различии и границе между ними. Изобразительное ис­кусство и поэзия являются "подражанием действительности", заявляет Лессинг. Он показывает, что по сравнению с изобразитель­ными искусствами поэзия способна к значительной индивидуали­зации человеческих характеров и переживаний. Задача писателя, считает Лессинг, изображение жизни в движении, в борьбе.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Философские основы массовой культуры
Одной из старейших философских школ прошлых веков была греческая школа — киренаиков, основанная в V веке до н.э. другом Сократа — Аристипом. Это школа создала этическое учение — гедонизм. Гедонисты утверждают, что чувство наслаждения явля ...

"Ангел" Дали
Вновь обретенная уверенность Дали в себе и в своей работе появилась благодаря отношениям с Галой, женщиной, полностью его удовлетворявшей. Но он не был настолько ослеплен любовью, чтобы не видеть другого значения их связи. Он выразил это ...

Международные премии. Межгосударственный, государственный, неправительственный уровни обмена
Преодолению противоречий между ценностными системами различных народов в значительной степени способствуют конкретные программы культурных обменов между странами. Примером тому могут служить Программы культурных обменов между Россией и Со ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация