Эстетика в различных формах Просвещения

Культура и искусство » Культурные традиции эпохи Просвещения » Эстетика в различных формах Просвещения

Страница 4

Картины на фривольные сюжеты, часто эротические ("Качели"), писал Жан-Оноре Фрагонар (1732—1806), ведущий представитель рококо.

Идеи Просвещения не только влияли в целом на развитие ис­кусства, просветители активно вмешивались в его ход. "Салоны" Дени Дидро (1713—1784) были первой формой критической литера­туры по искусству.

В русле новых эстетических идей в искусстве развивается твор­чество Жана Батиста Симона Шардена (1699—1779), художника, создавшего в сущности новую живописную систему. Шарден начал с натюрморта, писал вещи кухонного обихода — котлы, кастрюли, бачки, затем перешел к жанровой живописи ("Молитва перед обедом", "Прачка"), а от нее — к портрету.

Французская скульптура XVIII в. проходит те же этапы, что и живопись. Это преимущественно рокайльные формы в первой по­ловине века и классические черты — во второй. Легкость, свобода, динамика видны в скульптуре Жана Батиста Пигаля (1714—1785), в его полном прелести, легкого, стремительного движения, непо­средственности и изящества "Меркурии, подвязывающем сандалию".

Жан Антуан Гудон (1741—1828) — истинный историограф французского общества, передал в своей скульптурной портретной галерее духовную атмосферу его эпохи. Его "Вольтер" — свидетель­ство высокого уровня французского искусства.

Тяготение изобразительного искусства к зани­мательности, повествовательности и литера­турности объясняет его сближение с театром.

Театр был призван временем для выполнения целого спектра задач. Бомарше считал его "исполином, который смертельно ранит всех тех, на кого направ­ляет свои удары".

Писать о людях в обыденных обстоятельствах значило писать одновременно о жизни, сформировавшей этих людей. И писать нелицеприятно — ведь драматурги Просвещения исходили из больших общественных и человеческих идеалов и решительно не воспринимали всего, что им противоречило. В трагедии они него­довали, в комедии издевались.

Крупнейшим драматургом Англии XVIII в. был Ричард Бринсли Щеридан (1751—1816). Его сатирические комедии нравов ("Поездка в Скарборо" и "Школа злословия") направлены против безнравственности высшего света, пуританского лицемерия буржуа.

Некогда великая торговая держава, Венеция переживала в XVIII в. экономический упадок, но не только сохранила, но и сумела развить свою культуру. В этом небольшом городе работало семь театров — столько, сколько в Париже и Лондоне вместе взятых. На карнавал в Венецию съезжались со всей Европы. В этом городе творил Карло Гольдони (1707—1793), создавший 267 драматических произведений, но прославили его лучшие комедии — "Трактирщик" и «Слуга двух господ».

Современником Гольдони был Карло Гоцци (1720—1806). Его сказки — фьябы основаны на фольклорных мотивах и традициях комедии ("Любовь к трем апельсинам", "Турандот" и др. о жиз­ни театральной Венеции).

Во Франции самым высоким, достигшим абсолютной зрелости, воплощением комедии нравов, была "Женитьба Фигаро" великого французского драматурга Пьера Бомарше (1732—1799). Фигаро ока­зался олицетвореним общенародной оппозиции старому режиму, той самой оппозиции, которая привела к революции. И недаром два человека так ненавидели эту пьесу — Людовик XVI, живший в страхе перед революцией, и Наполеон Бонапарт, построивший свою империю на развалинах революционных порядков.

Страной, где "серьезный жанр", как его называли в XVIII в., а потом и трагедия сделали наибольшие успехи, была Германия. Хотя театр Просвещения появляется в Германии лишь в середине 50-х годов XVIII в. (на сорок—пятьдесят лет позже, чем в Англии и Франции), но зато, восприняв опыт предшественников, дает заме­чательные плоды.

Готхольд Эфраим Лессинг (1729—1781) был теоретиком изобра­зительного и драматургического искусства, создателем замечатель­ных пьес ("Сара Сэмпсон", "Эмилия Галотти"). В сочинении "Гамбурская драматургия" он толкует по-своему Аристотеля и критикует застыв­шие формы классической французской драмы, противопоставляя их свободному подходу Шекспира и утверждая право третьего со­словия быть героями произведений.

Эстетические сочинения Лессинга ("Лаокоон, или о границах живо­писи и поэзии", "Гамбургская драматургия") имели резонанс во всех евро­пейских странах. Основной вопрос, который Лессинг поднимает в "Лаокооне", — о специфической природе поэзии и живописи, а сле­довательно, различии и границе между ними. Изобразительное ис­кусство и поэзия являются "подражанием действительности", заявляет Лессинг. Он показывает, что по сравнению с изобразитель­ными искусствами поэзия способна к значительной индивидуали­зации человеческих характеров и переживаний. Задача писателя, считает Лессинг, изображение жизни в движении, в борьбе.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Особенности традиционного сельского хозяйства
О японском традиционном сельском хозяйстве за рубежом издавна сложилось представление как о весьма отсталом. Это обусловлено рядом причин: преобладание карликовых крестьянских хозяйств мелкотоварного типа; ограниченные капиталовложения, н ...

Дитя XX века
Немногим более ста лет назад, в декабре 1895 года, в Париже на бульваре Капуцинок состоялся первый киносеанс. Зрители, которых привлекло необычное рекламное объявление, стали свидетелями чуда: на белом экране возникали призрачные, чёрно-б ...

Модерн в зарубежном и русском искусстве рубежа ХІХ-ХХ веков
В конце 19 века блестящая плеяда французских живописцев-импрессионистов совершила подлинный переворот в европейской живописи. Среди выдающихся художников – Ренуар, К. Моне, Э. Мане, Дега, Базиль, Писсарро, Сислей, Сезан и другие. В группе ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация