Эстетика в различных формах Просвещения

Культура и искусство » Культурные традиции эпохи Просвещения » Эстетика в различных формах Просвещения

Страница 5

Иоганн Вольфганг Гёте (1775—1787), "универсальный гений" ученый, теоретик и знаток искусства, романист, великий поэт и замечательный драматург, он словно бы воплощал в себе всю культуру Германии. Пьеса "Эгмонт" (1775—1787) — одна из лучших те­атральных созданий Гёте. Самая великая цель состоит, по Гёте, в утверждении человечности.

Для Германии воспитание свободолюбивой человеческой лич­ности становилось революционной задачей. Этой задаче и посвя­тил себя Фридрих Шиллер (1759—1805) — ученый, историк и эсте­тик, великий поэт и драматург. На творчество Шиллера огромное влияние оказала литература Просвещения, мятежное стремление к свободе, утверждение человеческого достоинства выражены уже в раннем его произведении — драме "Разбойники". Драмой "Коварство и любовь" Шиллер словно бы подводит итог одной из главных линий драматургии XVIII в. и открывает дорогу новой драме. Сам он в известном смысле тоже принадлежит к ней — ведь театр XX в., найдя к Шиллеру во многом новый подход, считает его современ­ным автором — интерес к сильным характерам и социальным по­трясениям определил напряженный драматизм трагедий Шиллера во все времена.

Рационализму Просвещения немецкое литературное движение «Буря и натиск» противопоставляло страсть, фантазию и образ­ность. Главной формой своего самовыражения движение избрало драму. Своим названием оно обязано драме Ф. Клингера (1752 — 1831) "Буря и натиск", в которой автор воспел стремление человека к свободе.

Французская революция и вызванные ею социально-политические катаклизмы рубежа XVIII— XIX вв. на европейском континенте похоронили веру просветителей в возможность посте­пенного ненасильственного прогресса. По отношению к этим со­бытиям просветительское движение быстро политизировалось и раскололось на отдельные противоборствующие группировки и течения. Кризис Просвещения усугубила консервативная критика его целей и идеалов, просветителей обвиняли в том, что они вне­сли в умы людей путаницу, а в общество — смуту, нарушившие ес­тественное, органичное развитие стран и народов. От этих ударов Просвещение уже не оправилось. Оно внезапно сошло с подмост­ков Истории, заставив потомков задуматься, в чем же заключалось его историческое и эстетическое предназначение.

По мнению некоторых исследователей, итог Просвещению подвел Гёте в трагедии "Фауст", оценивая новый исторический тип человека, напряженно ищущего Истину на основе Разума, верящего в свою созидательную деятельность, но при этом жестоко ошибающегося и пока что беспомощного перед им же самим званными к жизни могучими силами.

Это был век великих открытий и великих заблуждений, век, о котором русский просветитель А.Н. Радищев проницательно афористично сказал в стихотворении "Осьмнадцатое столетие":

Культурное наследие XVIII столетия до сих пор поражает не­обычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум.

Просвещение – необходимая ступень в культурном и эстетическом развитии любой страны, расстающейся с феодальным образом жизни. Главную свою задачу оно видит в воспитании и образовании, в приобщении к прекрасному всех и каждого. Как всякая значительная культурно-историческая эпоха Просвещение сформулировало свой идеал и стремилось сопоставить его с действительностью, осуществить как можно скорее и как можно полнее на практике.

Эпоха Просвещения – одна из самых ярких в развитии духовной культуры в Европе. Она многими нитями была связана с Возрождением и унаследовала от деятелей Ренесанса гуманистические идеалы, преклонение перед античностью, исторический оптимизм, свободомыслие.

Любой народ, овладевая прежде всего той культурой, которая была создана до него, тем самым осваивает социальный опыт предшественников. Но одновременно он сам вносит свой вклад в культурный слой, эстетически обогащая его.

В данной работе проанализирован ход политических, культурных, научных, идеологических преобразований в обществе на рубеже двух эпох и раскрыто влияние этих факторов на эстетику общества.

Особое внимание уделено той роли, которую сыграла эпоха Просвещения в эстетическом развитии стран и народов.

Полученная совокупность результатов позволяет заключить о достижении целевой установки реферата и решении поставленных частных задач.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Еще по теме:

Космогонические мифы
Понятий «вселенная», «космос» в шумерских текстах не существует. Когда есть необходимость говорить о целостности мира, употребляется составное слово Ан-Ки («Небо – Земля»). Считается, что до возникновения мира Небо и Земля были единым тел ...

Костюм
Дамская одежда, которую носили до первой мировой войны, была совершенно неприемлема в военное время. Женщинам, работающим в тылу, нужны были удобные, функциональные вещи. Из женского обихода исчезли корсеты, силуэты одежды стали проще, пл ...

Критика религии в истории мировой культуры
Если исходить из общеизвестной марксистско-ленинской форму­лы, что «религия есть опиум народа» и даже «род духовной сивухи», то роль религии в истории мировой культуры следовало бы признать не только лишенной созидательного начала, но и о ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация