Взгляды Николая Александровича Бердяева

Культура и искусство » Культурологическая мысль в России в XIX – XX веках » Взгляды Николая Александровича Бердяева

Страница 3

Для понимания русской культуры представляют несомненный интерес мысли Бердяева о характере и глубинных, чисто национальных истоках революционных и освободительных движений в России – от реформ Петра до Октябрьской революции 1917 года, которые, по мнению философа, не были «исторической случайностью», неким искусственно созданным «зигзагом» русской судьбы. В своих произведениях «Русская идея» и «Судьба России» Бердяев показал, что они явились неизбежным следствием самого характера народа и всей его противоречивой истории. Он писал, что возможность либеральной революции в России была утопией, не соответствующей русским традициям и господствовавшим в стране идеям; она могла быть только социалистической и только тоталитарной, ибо русский духовный склад, по его мнению, отличается склонностью к тоталитарным учениям и тоталитарным миросозерцаниям. Да и приемы Петра, по мнению философа, были «совершенно большевистскими». В произведении «Русская идея» он подчеркивал общность национальной психологии первого русского императора и его отдаленных рабоче-крестьянских потомков.

Естественно, как религиозный философ, он не разделял идеи «великих потрясений», связанных с разрушением национальных культурных ценностей. Он считал, что произошедший у нас после Октября 1917 года разгром духовной культуры был лишь «диалектическим моментом» в ее судьбе и что все творческие идеи прошлого вновь будут иметь определяющее значение, ибо духовная жизнь бессмертна.

По мнению Бердяева, в бедах, случившихся в России в течение последнего столетия, помимо бездарных и малокультурных руководителей, в немалой степени виновна такая влиятельная общественная сила, как «прекраснодушная», но недостаточно ответственная интеллигенция, которая и подготовила коммунизм прежде всего, занимаясь распространением марксизма в России. Разночинская интеллигенция враждебно относилась к культурной элите в русском обществе к дворянству и аристократии, а материализму она придала почти теологический характер. Иными словами, именно интеллигенция, по мнению Н. Бердяева, подготовила и организовала революцию в России, а впоследствии за это и поплатилась, что было в истории не раз.

Страницы: 1 2 3 

Еще по теме:

Старооскольский краеведческий музей
9171 ед. хр., 1818-1994 гг. 3 ед. хр. научно-технической документации, 1804-1910 гг. 3118 ед. хр. фотодокументов, конец XIX в - 1988 г. 8 ед. хр. фонодокументов, 1905-1989 гг. Музей основан в 1923 г. и очень полно представляет историю ...

Мотивация социального престижа
На протяжении тысячелетий представители правящих династий и рядовые члены общества формировали собрания социального престижа. Уже в примитивных цивилизациях данная мотивация собирательства прослеживается весьма отчётливо. Описывая обычаи ...

Крупнейшие монастыри России
Оптина пустынь Оптинская, или Оптина Пустынь – одна из древнейших русских обителей. Точное время основания её неизвестно, однако, по преданиям, Пустынь существовала ещё до нашествия на Русь монголо-татар. Считается, что основателем Пусты ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация