Послеосевые культуры Древнего Востока

Культура и искусство » Культурология » Послеосевые культуры Древнего Востока

Страница 7

Основным понятием в учении Конфуция выступает гуманность (жень), которая является нравственным принципом, определяющим отношения между людьми как в обществе, так и в семье. Гуманность в понимании Конфуция являлась моральным измерением всякой деятельности: «Не делай людям того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и в семье к тебе не будут чувствовать вражды» [4, с. 88]. Разрабатывая идеи разумного управления государством, Конфуций сформировал тезис о том, что государство – это та же семья, только большая, поэтому основные нравственные принципы в них едины.

Для осуществления своих идей Конфуций основал школу и готовил в ней из своих учеников кандидатов на должности чиновников, которые призваны были помочь правителям наладить добродетельное, справедливое правление и достичь гармонии в обществе. Конфуций предложил очень эффективный метод выдвижения чиновников на руководящие посты. Чиновник должен был получить рекомендацию, что он мудр и справедлив, а также успешно сдать конкурсный экзамен. При этом считалось, что социальное происхождение не имеет существенного значения. Благодаря такому подходу конфуцианство стало важным элементом культурной традиции Древнего Китая, а само слово «конфуцианец» стало синонимом слова «ученый».

В борьбе различных направлений конфуцианство сумело выстоять и занять господствующее положение в традиционной китайской триаде «даосизм – конфуцианство – буддизм». Это не было случайным – конфуцианство удобно для управления огромной империей и позволяло сохранять традиционные ценности, например культ предков.

Примат этики над религией, преобладание рационального, прагматического подхода в оценке жизненных ситуаций в древнекитайском обществе благоприятствовали развитию точных и естественных наук. Еще в доимперскую эпоху древние китайцы научились вычислять движения небесных светил, предсказывать лунные затмения, а эпоха империй отмечена целым рядом открытий, основные из которых – изобретение компаса и сейсмографа, бумаги, фарфора, пороха. Блестящих успехов достигла древнекитайская медицина, которая в имперскую эпоху превратилась в целую систему научных знаний. Традиционная китайская медицина исходила из представления о человеке как микрокосмосе, отражающем гармонию космических сил и ритмов: начал инь и ян (женское и мужское), пяти стихий (пять внутренних органов и пять органов чувств) и различных видов жизненной энергии – ци. Лечение болезни заключалось в восстановлении равновесия космических сил и ритмов, т.е. жизненной целостности организма. Для этой цели древнекитайскими целителями были разработаны различные приемы диагностики, лечения и профилактики болезней, в том числе методика акупунктуры (иглоукалывание), прижигание, массаж. Важное место в этом комплексе занимали гигиена, гимнастика, водные и солнечные ванны.

Однако, несмотря на выдающиеся достижения китайцев в области точных и естественных наук, научно-технические знания признавались конфуцианством опасными, отвлекающими от духовного совершенствования. Для человека гораздо важнее достижения в области нравственно-эстетической, художественной практики. Знания, опосредованные культурой, ее традициями, системой ценностей, помогают человеку стать человеком и достичь гармонии в отношениях между людьми. Поэтому искусство Древнего Китая пронизано глубоким смыслом и мудрыми поучениями.

Художественная культура. Художественная культура Китая впитала в себя основные духовные ценности, которые развивались в учениях даосизма и конфуцианства. Близость к природе, стремление к духовному совершенству, поиск гармонии в каждом явлении природы – будь то цветок, дерево, животное – позволили сформировать совершенно уникальное эстетическое сознание и художественную практику. Идея гармоничного соединения человека и природы пронизывает китайское искусство, начиная от каллиграфии до живописи. Даже письменность в традиционной китайской культуре рассматривается как особая область этики и эстетики. Китайская письменность (иероглифы) соединяла в себе этическое и эстетическое: по своеобразию написания угадывалось душевное состояние автора, а стилизованным формам письменности – каллиграфическим надписям – придавалось даже магическое значение. И они хранились в каждом доме. Иероглиф выступает как идеальная модель художественного произведения, в нем сочетаются строгость и простота формы с глубиной и символичностью содержания.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Драматургия и режиссура массовых зрелищ
Специфика, драматургии массового зрелища, на наш взгляд, в документальности. Драматургия массового зрелища, как правило, основана на конкретных фактах, на их осмыслении. Это не означает, что они лишены художественного вымысла, что в сцена ...

Архитектура и дизайн
К бронзовому веку относятся наскальные изображения в Бохуслене (схематичные фигуры божеств, сцены охоты, битв, походов), орнаментированное оружие и утварь, к железному веку (с 6 в. до н. э.) и к 1-му тыс. н. э. – каменные стелы, богатейши ...

Деятельность Российского Комитета по сохранению нематериального культурного наследия
Для многих народов устное и нематериальное культурное наследие является основным источником идентификации. Такие проявления нематериального наследия, как традиционная народная музыка, танцы, праздники, устные традиции и языки находятся по ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация