Художественная культура

Культура и искусство » Культурология » Художественная культура

Страница 1

Небывалое ранее в истории ощущение человека как свободного гражданина («политического существа») находило свое отражение в художественной культуре, искусстве, обусловило их необычайный взлет и расцвет. Достижения древних греков и римлян столь грандиозны, что вся история мирового искусства немыслима без античных сюжетов, греческой и римской мифологии, античных канонов и образцов.

Античное искусство V–IV вв. до н.э. справедливо называют классикой, так как оно являлось образцом для подражания в воплощении совершенной красоты, где добродетель души, сила ума всецело слиты с соразмерной красотой тела. Наиболее полно это можно было передать в скульптуре. На значимость скульптуры в жизни греков обращал внимание Плутарх, отметивший, что в Афинах было больше статуй, чем живых людей.

Греческая скульптура, прежде чем стать совершенным образцом, претерпела ряд изменений. В архаический период скульптурные изображения были еще далеки от совершенства, фигуры отличались статичностью и обобщенностью образа. Так выглядели архаические Аполлоны-куросы («юноши») и архаические статуи-коры («девушки»). В VI-V вв. до н.э. греческие скульпторы научились преодолевать статичность в изображении человеческого тела. Своего совершенства греческая пластика достигла в творчестве великого Фидия, создавшего много прекрасных творений, среди которых особо выделялась знаменитая статуя Зевса Олимпийского, выполненная из слоновой кости и золота. Величественная четырнадцатиметровая статуя грозного бога, сидящего на троне, была воплощением мудрости и человеколюбия. Она причислялась к семи «чудесам света» и известна лишь по описаниям и изображениям на древних монетах. Два великих современника Фидия – Мирон и Поликлет прославились изображением скульптурных образов атлетов-победителей. Наиболее известен из них «Дискобол» Мирона, сохранившийся в римской копии. Среди других скульпторов, прославивших античное искусство, следует назвать: Праксителя, который первым в истории изобразил Афродиту в виде обнаженной прекрасной женщины (Афродита Книдская); Лисиппа, оставившего потомкам прекрасный портрет Александра Македонского (тоже сохранился в римской копии); Леохара, автора легендарного Аполлона Бельведерского.

Величие римской культуры также проявляется в скульптуре. Исторические рельефы прославляют подвиги римских воинов, мудрость правителей, достойно украшают триумфальные арки. Однако ведущее место в римской скульптуре занимает портрет. В отличие от греческой скульптуры, в римском портрете появляются некоторые черты самоуглубленности, утонченности, даже усталости, характеризующей умирающую эпоху. Уместно вспомнить конную статую Марка Аврелия, о которой немецкий историк искусств Винкельман писал: «Прекраснее и умнее головы коня Марка Аврелия нельзя найти в природе» [13, с. 37]. Доведенное до совершенства искусство ярко индивидуализированного портрета, полностью раскрывающего внутренний мир человека,– это, несомненно, достижение римской культуры.

Наряду со скульптурой, высочайшего расцвета достигла античная архитектура, многие памятники которой, к счастью, дошли до наших дней. Великий Парфенон, развалины Колизея впечатляют своей красотой и величием даже сегодня. Как справедливо замечает швейцарский ученый-эллинист А. Боннар, «Парфенон может показаться очень ветхим, очень разрушенным, но невозможно, чтобы эти древние руины, и сейчас не рассказали о породившей его любви к мудрости и любви к красоте во времена юности его народа» [2, с. 182].

Еще в эпоху архаики сформировались основные принципы греческой архитектуры. В VII в. до н.э. возникла система ордеров как особой организации соотношения несущих и несомых частей здания в блочно-стоечной конструкции. Известны несколько ордеров; дорический, ионический, коринфский. Дорический ордер, распространенный в Южной Греции, был самым массивным, с тяжеловесными колоннами, простой и строгой капителью. Ионический ордер – более легкий, изящный, с капителью, имеющей изогнутую форму, как рога барана (волюты). Коринфский ордер – более пышный, со сложной капителью, похожий на цветочную корзину. Римляне предпочитали коринфский, тосканский и композитный ордера. Тосканский ордер сходен с дорическим. Но его колонна имеет базу и гладкий ствол. Композитный ордер сочетает коринфские и ионические волюты.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Религия и ее отношение к знанию
Мифологическое сознание со всеми данными нами характеристиками получило у Гегеля название «непосредственной» или «естественной» религии. И, действительно, границу между религией и мифологией трудно определить. Культ, который составляет яд ...

Фольклорная топонимика Петербурга
Опыт создания альтернативной топонимики уходит своими корнями в раннюю историю Петербурга. Первые строители новой столицы, встречаясь с непривычными для русского слуха «чухонскими» названиями, тут же переделывали их на свой лад. Финская д ...

Мемориальный музей i конной армии
Новооскольский район, п. Великомихайловка. Филиал Новооскольского краеведческого музея 3253 ед. хр., 1919-1999 гг. 3 ед. хр. научно-технической документации, 1920 г. 10 ед. хр. кинодокументов, 1969 г. 5920 ед. хр. фотодокументов, 1919 ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация