Принадлежность арабов к традиционным обществам Востока наложила отпечаток на религию, которая, в свою очередь, еще в большей мере очертила границы духовной сферы мусульман, оказала воздействие на законодательство многих мусульманских государств, формирование системы культурных ценностей и т.д.
Основы мусульманской религии изложены в священной книге – Коран (от араб. «караа» – читать). Содержание Корана было передано пророку Мухаммеду через архангела Джебраила (аналог христианского Гавриила). В Коране 114 глав (сур), которые состоят из стихов – аятов (от араб.– чудо, знамение). Мухаммед был неграмотен, и его проповеди записывали многочисленные ученики, что породило немало разноречивых текстов. Поэтому при халифе Османе (644-656) работала специальная комиссия по редактированию и систематизации Корана.
Коран определяет обязанности мусульман, основными из которых являются: вера в единого Бога Аллаха; обязательная ежедневная молитва – намаз; пост (рамазан) один месяц в году; милостыня («десятина для бедных»); паломничество в Мекку (хадж). Соблюдение этих положений призвано продемонстрировать мусульманам покорность Аллаху, их равенство перед Богом, а общине – контролировать их поведение. Например, одна из причин, запрещающих мусульманам употреблять вино, состоит в том, что нельзя начинать молитву (5 раз в день) «нечистым», т.е. пьяным.
В Коране содержатся сведения космогонического характера, в известной мере повторяющие библейские. Бог сотворил мир за шесть дней. Земля представляет собой плоскость, а небо состоит из твердых сводов. Человека Аллах создал из земли (глины). Причину таких совпадений в Коране и Библии можно усмотреть в том, что Коран был написан позднее и попросту содержит заимствования из Библии. Но можно говорить и о другом: процесс мироздания был един. Поэтому пророкам, связывающим Бога и людей, ангелы поведали одно и то же.
Другие положения Корана, в первую очередь социального характера, отличаются от библейских, поскольку отражают особенности жизни арабов, их хозяйственного уклада, менталитета. В частности, Коран подтверждает обоснованность сословного неравенства, освещает частную собственность, наличие рабства. Много аятов посвящено женщине, которая, однако, представлена существом, не равным мужчине. За непокорность, поучает эта священная книга, «увещевайте и покидайте их на ложах и бейте их»*. Коран допускает многоженство, предписывает затворничество женщин и ношение чадры, паранджи, что соответствовало средневековым традициям Востока.
Правоверные мусульмане могут рассчитывать на успокоение души в раю. Райская жизнь описана в Коране с особым художественным мастерством и вдохновением, при этом она напоминает идеальную земную жизнь (это отлично от христианских представлений о бестелесной душе). В раю – «сады благодати» и «прохладные реки». Праведники, украсившись браслетами из золота и жемчуга, будут возлежать «на подушках и разостланных коврах», пить чудесные напитки (от которых не будет болеть голова). Обслуживать их будут «черноглазые и большеокие» девушки-гурии. Конечно, ради такого «светлого будущего» человек мог претерпеть многие невзгоды земного бытия и даже погибнуть во славу Аллаха. Попытки преодолеть сложившийся на земле порядок могли обернуться для непокорного вечными муками в аду. Они также описаны в Коране очень образно и убедительно. Осуждение неправедной жизни и описание воздаяний праведникам в немалой степени способствовали стабилизации исламского общества, укрепляли систему государственности, сословного и имущественного деления, внутрисемейную иерархию.
Еще по теме:
Василий Дмитриевич Поленов
В. Д. Поленов родился в дворянской семье, где живо интересовались историей, литературой, искусством; учился в Академии художеств и одновременно в Петербургском университете на юридическом факультете. Закончив обучение, молодой художник бы ...
Минералогический музей
Первоначально этот музей находился на кафедре минералогии геологического факультета. Его площадь была слишком маленькой, чтобы можно было выставлять большую часть коллекции. Всего в музее хранилось 20 тыс. штуфов минералов из различных ме ...
Питер Брейгель Старший
Вершиной нидерландского искусства XVI в. является творчество Питера Брейгеля Старшего, прозванного "Мужицким" (родился между 1525 и 1530 гг., умер в 1569 г.). В начале своей творческой деятельности Брейгель создал ряд сатирическ ...