В целом Коран не является оригинальным произведением, в его основе – многие положения уже сложившихся мировых религий (зороастризма, иудаизма, христианства), античной философии и мифологии, архаичные арабские представления. Особенностью является то, что идея монотеизма (единобожия) доведена в исламе до высшей степени – здесь нет троичности Бога (как у христиан), а процесс творения мира Аллахом носит непрерывный характер.
Система жестких предписаний и регламентации земной жизни содержится не только в Коране. Едва ли не большее значение в этом имеют Сунны – комментарии и дополнения к священной книге. Наиболее последовательные сторонники ислама, придерживающиеся норм этой книги, называются суннитами. Часть мусульман, не признающих Сунн, получила название шиитов (от араб. – группа, отщепенцы). Сейчас шииты составляют 10% мусульман.
Традиции Востока и мусульманские религиозно-нравственные предписания способствовали формированию образа идеального правоверного мусульманина, его мировоззрения и морали. Главной добродетелью мусульманина является покорность Богу – фатализм. Для мусульманина мирские заботы находятся на втором месте. При этом мусульмане считают безгрешным жить за счет доходов не от государственной службы, а от своего собственного труда. Поэтому успехи в предпринимательстве, приобретении богатств (в отличие от раннего христианства) не осуждаются в мусульманском обществе. Эти положения обосновываются ссылками на деловые качества и высказывания самого Мухаммеда (который одно время был купцом). Помогать бедным мусульманин обязан, но только тем, кто действительно не в состоянии накормить себя, а не паразитирует на добродетелях ислама. Поэтому мусульман обычно отличает высокая моральная чистота, честность, практичность в хозяйственной деятельности.
Ислам как мировая религия в целях укрепления своего влияния использует ценности художественной культуры, т.е. средства эстетического воздействия на верующих. При этом деятели искусства ставятся в достаточно жесткие рамки. С одной стороны, они должны использовать доступные им средства для прославления Аллаха и институтов Ислама, с другой – эти средства, т.е. формы и содержание творческой деятельности, не должны выходить за предписания мусульманских догматов.
В области изобразительного искусства мусульманские ортодоксы (от греч. – прямой, правильный) запрещают реалистическое творчество. Ибо единственным творцом всего сущего является Аллах, а соперничать с ним – грех. Этот запрет призван также избежать идолопоклонства, т.е. проявлений политеизма. Поэтому мусульманские художники обычно изображают либо стилизованные (условные, не существующие в природе) предметы, либо абстрактные картины в виде орнаментов.
Одним из таких видов изобразительного искусства является арабеска – своеобразный орнамент, включающий композиции переплетений стилизованной растительности, геометрических фигур и элементов искусства каллиграфии (изящных надписей арабской вязью). Но арабеска – это не только искусство, но и наука. Прорисовка орнаментов строилась в соответствии со сложным математическим расчетом. С помощью арабесок создаются целые панно на стенах мечетей, дворцов.
В то же время в арабоязычных странах не было полностью утрачено реалистическое направление в живописи. Это в первую очередь относится к странам, где утвердилось шиитское направление ислама. Реалистические рисунки получили распространение в книжных миниатюрах. Во многих музеях мира хранятся арабские книги X–XIII вв. с красочными иллюстрациями бытовых сцен, пейзажей, с портретами героев эпоса, в частности Искандера – так называли на Востоке Александра Македонского.
Еще по теме:
Теоретическое понимание
культуры
Термин культура стал употребляться как самостоятельное понятие лишь с XVIII века, до этого он употреблялся в словосочетаниях, обозначая качество того или иного явления относящегося к неприродной сфере. Например Немецкий правовед и историк ...
Искусство Возрождения
Связь искусства и науки составляет одну из характернейших особенностей культуры Возрождения. Правдивое изображение мира и человека должно было опираться на их познание, поэтому познавательное начало играло в искусстве этой поры особенно в ...
Концепция
В. Шубарта
Вальтер Шубарт (1897-1942) - немецкий культуролог и историк. В работах "Европа и душа востока" (1938), "Достоевский и Ницше" (1939). "Духовный поворот от механики к метафизике" (1940), "Религия и эрос&qu ...