Анализ культурных явление и процессов

Культура и искусство » Культурология в системе гуманитарного знания » Анализ культурных явление и процессов

Страница 2

Вероятно, Бердяев был прав: чтобы понять культуру, нужно рассматривать ее в развитии, в ее роковой диалектике — единстве и противоречивости различных процессов и тенденций в ней, И если подходить к изучению культуры с таких позиций, то тогда и рождаются откровения, выходящие за рамки культуроведения, постигаются тайны истории, возникают некие общеисторические прозрения: возможно, были такие великие культуры, по сравнению с которыми последующие времена означают лишь возврат к прошлому .

В качестве еще одной иллюстрации рассмотрим такой исторический факт, как происхождение капитализма. Многие исследователи пытались понять, почему капитализм появился именно в Европе? На этот вопрос ученые отвечали по-разному. М. Вебер был одним из тех, кто искал ответ на него в мире культуры. Он видел генезис капитализма в протестантском этносе, особой культурно-мировоззренческой настроенности людей.

Протестантский этос был своеобразным комплексом ценностных, жизненных и практических установок. Он возник в XVI в., когда начался пересмотр средневековой культуры в соответствии с потребностями и интересами нарождавшейся буржуазии.

Формированию капитализма, по мнению М. Вебера, способствовали особый психологический настрой и специфические этические правила, которые родились вместе с протестантизмом, этой новой разновидностью христианства периода Реформации.

«Современный человек, дитя европейской культуры, — отмечал немецкий историк и социолог М. Вебер (1864—1920), — неизбежно и с полным основанием рассматривает универсально-исторические проблемы с вполне определенной точки зрения. Его интересует прежде всего следующий вопрос: какое сцепление обстоятельств привело к тому, что именно на Западе, и только здесь, возникли такие явления культуры, которые развивались — по крайней мере, как склонны предполагать — в направлении, получившем универсальное значение».

Гуманитарных дисциплин много. Однако недооценивать новой дисциплины не следует. Все многообразие философских подходов к окружающему миру может быть, как мне кажется, типологизировано. В истории мировой философии можно проследить различные мировоззренческие установки, в зависимости от того, какому феномену отдается первенство: Богу, природе, обществу, человеку, культуре.

Нам представляется важной попытка взглянуть на историю через культуру, через совокупный духовный опыт человечества. Такой подход позволит актуализировать многие философские и социологические знания. Он не претендует на монополию, но стремится выявить собственные познавательные ресурсы.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Музей "Космос" - экспозиции посвященные астрономии, космонавтике и уфологии
Место расположения: ЗАО "Харьковский планетарий имени лётчика-космонавта Ю.А. Гагарина" пер. Кравцова, 15, Харьков-3. 61003 Украина. Тел. (8-057) 705-00-19, 705-00-21 E-mail планетария: kharkov-planetarium(собачка)rambler.ru ...

Литература эпохи эллинизма
Эллинистическая идеология проявилась уже в новой комедии (историки ее называют новоаттической), столь отличной от комедии Аристофана. Создатель ее Менандр (342–292) отказался вовсе от политических тем, какие составляли главный и единствен ...

Гжельская керамика
Гжель - это один из самых известных народных художественных промыслов России. Гжельский промысел объединяет два десятка подмосковных сёл и деревень. Уже с 14 века в этой местности процветал гончарный промысел. С середины 18 века гжельские ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация