Анализ культурных явление и процессов

Культура и искусство » Культурология в системе гуманитарного знания » Анализ культурных явление и процессов

Страница 2

Вероятно, Бердяев был прав: чтобы понять культуру, нужно рассматривать ее в развитии, в ее роковой диалектике — единстве и противоречивости различных процессов и тенденций в ней, И если подходить к изучению культуры с таких позиций, то тогда и рождаются откровения, выходящие за рамки культуроведения, постигаются тайны истории, возникают некие общеисторические прозрения: возможно, были такие великие культуры, по сравнению с которыми последующие времена означают лишь возврат к прошлому .

В качестве еще одной иллюстрации рассмотрим такой исторический факт, как происхождение капитализма. Многие исследователи пытались понять, почему капитализм появился именно в Европе? На этот вопрос ученые отвечали по-разному. М. Вебер был одним из тех, кто искал ответ на него в мире культуры. Он видел генезис капитализма в протестантском этносе, особой культурно-мировоззренческой настроенности людей.

Протестантский этос был своеобразным комплексом ценностных, жизненных и практических установок. Он возник в XVI в., когда начался пересмотр средневековой культуры в соответствии с потребностями и интересами нарождавшейся буржуазии.

Формированию капитализма, по мнению М. Вебера, способствовали особый психологический настрой и специфические этические правила, которые родились вместе с протестантизмом, этой новой разновидностью христианства периода Реформации.

«Современный человек, дитя европейской культуры, — отмечал немецкий историк и социолог М. Вебер (1864—1920), — неизбежно и с полным основанием рассматривает универсально-исторические проблемы с вполне определенной точки зрения. Его интересует прежде всего следующий вопрос: какое сцепление обстоятельств привело к тому, что именно на Западе, и только здесь, возникли такие явления культуры, которые развивались — по крайней мере, как склонны предполагать — в направлении, получившем универсальное значение».

Гуманитарных дисциплин много. Однако недооценивать новой дисциплины не следует. Все многообразие философских подходов к окружающему миру может быть, как мне кажется, типологизировано. В истории мировой философии можно проследить различные мировоззренческие установки, в зависимости от того, какому феномену отдается первенство: Богу, природе, обществу, человеку, культуре.

Нам представляется важной попытка взглянуть на историю через культуру, через совокупный духовный опыт человечества. Такой подход позволит актуализировать многие философские и социологические знания. Он не претендует на монополию, но стремится выявить собственные познавательные ресурсы.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Белгородский государственный художественный музей
Белгородский государственный художественный музей - один из самых молодых художественных музеев России. Был открыт для посетителей 26 июля 1983 г. Основатель: Михаил Николаевич Добронравов (1904-1979 гг.) Занимает здание, построенное в 1 ...

Античность – основа европейской цивилизации
В начале I тыс. до н.э. древневосточные цивилизации утратили приоритет в общественном развитии и уступили место новому культурному центру, возникшему в Средиземноморье и получившему название «античная цивилизация». К античной цивилизации ...

Человек и община: миф как отрицание индивидуальности и свободы
В мифе человек магически овладевал миром, но не следует ду­мать, будто это приносило ему свободу. Ведь магическая связь са­ма делает своим пленником того, кто к ней обращается. В мифе и магии человек выступает не как самоценное существо, ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация