Культурология в системе гуманитарных наук и ее значение в процессе гуманитаризации высшей школы

Культура и искусство » Культурология как научная дисциплина » Культурология в системе гуманитарных наук и ее значение в процессе гуманитаризации высшей школы

Страница 1

Повсеместный интерес к культурологической проблематике с одной стороны, интенсифицирует научный поиск в этой области; с другой, делает неясными, расплывчатые очертания, самого предмета исследования.

Как правило, культурологию определяют как "науку о человеческой культуре во всех ее проявлениях". Столь широкое и общее определение связано в первую очередь с теми ожиданиями, которые и "породили" новую науку. В структуре современного гуманитарного знания культурология призвана выполнять обобщающую, синтезирующую функцию. Как некогда механика, математика, логика и семиотика, культурология в современном мире должна стать и, отчасти, уже становится метаметодологией, основанием для научных дисциплин "антропологического" цикла.

Однако выполнение культурологией этой функции наталкивается на серьезное препятствие. Дело в том, что основанием для синтеза может стать лишь целостное явление (отрасль знания). Современное же членение гуманитарных наук, жесткие междисциплинарные рамки, унаследованные от предшествующей эпохи Нового Времени, просто не оставляют для нее места в звеньевом пространстве. На практике это приводит к "растаскиванию" культурологии по различным "ведомствам". Формируются направления, растворяющие собственно культурологическую проблематику в проблематике сходных, но не идентичных дисциплин - "философия культуры", "История культуры", "Мировая художественная культура", "Социология культуры" и т.д. По сути, культурология все еще воспринимается как "ничья территория", которую необходимо освоить традиционной методологией настоящей науки.

Культурология изучает не факт (явление) само по себе, не объективную реальность или картину мира, а те механизмы, которые порождают именно эту реальность и картину мира, которые заставляют именно так видеть и воспринимать явления, именно так и мотивировать свою деятельность.

В отличие от наиболее близких к ней дисциплин - социологии и философии - культурология стремится не только "описать и объяснить" социокультурный мир, но и предсказать его будущее состояние.

Культурология еще находится в стадии становления, уточнения своего предмета и методов; ее облик как научной дисциплины еще не обрел теоретической зрелости. Но этот поиск свидетельствует о том, что культурология уже представляет собой вид знания, переросшего "родительскую" опеку философии, все же взаимосвязанного с ней.

Трудности становления культурологии прежде всего вызваны сложностью, многоплановостью, "газообразностью" понятия культуры как "онтологического" феномена. В настоящее время существует множество представлений о культурологии. Однако среди этого многообразия можно выделить три основных подхода.

Первый - рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Образующим моментом здесь является цель изучения культуры в ее историческом развитии и социальном функционировании, а результатом - система знаний о культуре.

Второй - представляет культурологию как раздел дисциплин, изучающих культуру. Например, культурология как философия культуры претендует на ее понимание в целом, в общем. Существует и обратная позиция, согласно которой она есть раздел философии культуры, изучающий проблему многообразия культур (типологизация, систематизация знания о культуре без учета фактора культурного самосознания). В данном случае возможно отождествление с культурологией культурантропологии, социологии культуры, а также выделение философской культурологии как науки о смыслах, значениях, взятых в их целостности по отношению к определенному региону или периоду времени.

Третий подход обнаруживает стремление рассматривать культурологию как самостоятельную научную дисциплину. Это предполагает определение предмета и метода исследования, места культурологии в системе социально-гуманитарного знания.

В свою очередь, существуют различные методологические подходы к пониманию предмета культурологии: энте-лехийный, аксиологический, праксеологический, регулятивный, семиотический.

Предметом культурологии выступает генезис, функционирование и развитие культуры как специфически - человеческого способа жизни, который раскрывает себя исторически, как процесс культурного наследования, внешне сходного, но все же отличного от существующего в мире живой природы. Задача культурологии - построить "генетику" культуры, которая бы не только объясняла историко-культурный процесс (в мировом и национальном масштабах), но могла бы прогнозировать его и, в перспективе, управлять им.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Владимир Егорович Маковский
В. Е. Маковский (1846-1920) работал почти исключительно в жанровой живописи. В одной их своих лучших работ, «На бульваре», художник изобразил конкретное место – Тверской бульвар в Москве. Содержание картины прочитывается без труда: кресть ...

Дотеатральные формы народного драматического творчества
Область драматического народного творчества славян обширна. Границы между формами и видами народной культуры не всегда обозначаются. К драматическому творчеству относится не всякий обряд, не любые игры или танцы, а лишь такие их виды, где ...

Понятие о нумизматике как науке о монетах
Нумизматика - наука о монетах. Это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения. В основе этого слова лежит греческое имя существительное "номос" - закон, законное платежное с ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация