Культурология в системе гуманитарных наук и ее значение в процессе гуманитаризации высшей школы

Культура и искусство » Культурология как научная дисциплина » Культурология в системе гуманитарных наук и ее значение в процессе гуманитаризации высшей школы

Страница 2

Поставленная задача предполагает решение следующих фундаментальных проблем:

- Выявление "гена" и "генетического кода" культурных феноменов, т.е. базисных структур, которые ответственны за сохранение, передачу социального опыта человеческой деятельности;

- Изучение факторов, оказывающих расшатывающее, мутационное воздействие на "гены" культурно-исторических образований, перестраивающих их "код" в процессе творчества;

- Изучение суммарных последствий такого развития как реальной истории "очеловечивания" мира.

Представленная системность культурологического знания находит свое выражение и в теоретическом рассмотрении культурологии как учебной дисциплины.

Исходя из государственных стандартов культурологической подготовки студентов и конкретизирующих их квалификационных характеристик и профессиограмм, обучение необходимо нацеливать на изучение основных понятий теории культуры, ознакомление с основными направлениями, школами и теориями в мировой и отечественной культурологии, знание основных этапов и закономерностей развития мировой и отечественной цивилизации и культуры, включая современные проблемы сохранения и наиболее эффективного использования культурного наследия

Специалисту естественнонаучного и инженерно-технического профиля в соответствии с этими стандартами следует знать исходные понятия и термины культурологии, важнейшие школы и концепции мировой и отечественной культурологии, характеристики основных этапов развития культуры в истории общества. Он также должен уметь ориентироваться в культурологической, художественно-эстетической и нравственной проблематике и вести себя в жизни в соответствии с требованиями, предъявляемыми к культурной, интеллигентной и профессионально грамотной личности.

Специалисту социально-гуманитарного профиля в дополнение к изложенным требованиям необходимо не только иметь сведения по указанным направлениям, но и понимать логику основных концепций культуры, характеристики и противоречия в развитии цивилизации и культуры XX века, знать основные закономерности становления и развития европейской цивилизации и ее выдающейся роли в мировом процессе, владеть навыками эстетического и этического анализа художественных произведений и жизненных ситуаций, основами профессиональной этики,

Принципы культурологической подготовки должны иметь адекватный механизм своей реализации, который формируется на основе анализа практики преподавания культурологических дисциплин в вузах России, а также требований государственного образовательного стандарта по культурологии. Обобщение этих материалов делает целесообразным выделение следующих блоков культурологии как учебной дисциплины:

1. Теоретический. В ходе его освоения студенты должны получить представления об основах теории культуры (предмет, основные понятия, структура и функции культурологии), а также главных школах, направлениях, концепциях в культурологии. К ним следует отнести культурантропологию, философию культуры, символическую, игровую, психологические концепции культуры, теорию архетипов культуры, структурализм, концепцию "локальньк цивилизаций", социологию культуры, постмодернизм.

2. Исторический: генезис и исторические этапы развития культуры. Он включает два раздела - историю мировой культуры, и культуры России.

Страницы: 1 2 

Еще по теме:

Перестройка Кремля. Успенский собор
Пожалуй, наиболее крупной фигурой в колоритной группе итальянских архитекторов, работавших в это время в Кремле, был болонец Аристотель Фиораванти. Ему было поручено самое ответственное задание – возведение кафедрального Успенского собора ...

Питер Брейгель Старший
Вершиной нидерландского искусства XVI в. является творчество Питера Брейгеля Старшего, прозванного "Мужицким" (родился между 1525 и 1530 гг., умер в 1569 г.). В начале своей творческой деятельности Брейгель создал ряд сатирическ ...

Типология культуры
Общеизвестно, что реальный социокультурный мир, в котором мы живем, выступает перед нами не как нечто однородное, однообразное, а, напротив, как богатейшее множество, разнообразие уникальных самобытных культур. Нас, живущих в XXI столетии ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация