Научная литература

Культура и искусство » Литература как часть культуры Османской империи » Научная литература

Помимо поэзии и истории, получили расцвет, благодаря некоторым выдающимся людям, и научная литература. В XVI в. и XVII в. большой интерес вызывают география и астрономия.

Всплеску интереса к географическим исследованиям способствовала османская экспансия в Европу, Северную Африку и на Восток. Турки пишут географические труды и составляют уточненные карты с помощью документов, оставленных первыми итальянскими и португальскими навигаторами (морские карты, описания портов и побережья). Наиболее известными среди них были Пири Рейс (ум. 1498), Сейиди Али Рейс (1498-1562), Маджар Али Рейс и Сейфи (ум. после 1590). Самым великим османским ученым XVII в., несомненно, является Хаджи Халифа (или Катиб Челеби, 1609—1657) — энциклопедических знаний ученый, пользовавшийся как исламскими, так и европейскими источниками; его труды, написанные на турецком языке, охватывают вопросы истории, географии, точных наук.

Что касается астрономии, эту науку представлял Мехмед Таджуддин (1520—1585), ученый который в 1578 г. построил обсерваторию в Стамбуле и опубликовал ряд интересных работ о своих астрономических наблюдениях. К области литературно-научных познаний можно отнести переводы, а точнее обработку арабских философских трудов, касающихся теорий Аристотеля; следует упомянуть и о нескольких исследованиях по химии. Блестящих успехов достигла медицина, в особенности благодаря трудам Ахи Ахмеда Челеби (1436—1523).

Среди литературных жанров следует также упомянуть «Книгу путешествий» (Сейяхат поме) Эвлия Челеби (1611—1684). Этот неутомимый путешественник побывал в самых различных районах Империи; он не просто описал эти места, он сделал экскурс в их историю, институты, общественную и экономическую жизнь, традиции и нравы, и все это отраизл самым живым образом. В XVIII в. наблюдается активность в дипломатических отношениях Турции с иностранными государствами. Самыми известными трудами в этой области являются мемуары Иирмисекиз Мехмеда Челеби (ум. в 1732), работавшего во Франции в 1720— 1721 г., и Ахмеда Ресми (1700-1783), посла в Вене в 1757-м и в Берлине в 1763 г. Их свидетельства, пробудившие любопытство высшего общества, станут причиной все возрастающего интереса к различным аспектам европейской культуры.

И, наконец, не будем забывать о похождениях народного героя Ходжи Насреддина; его забавные анекдоты, словечки и афоризмы, веселящие турок и в наши дни, были собраны Махмудом Челеби, прозванным Л ами (ум. в 1531). Множащиеся век от века благодаря устной традиции истории Насреддина облетели весь исламский мир, от Африки до Центральной Азии.

Еще по теме:

Свобода и светский индивидуализм
Как правило, гуманисты не выступали против религии. Но превоз­нося человека, делая из него подобие титана, они отделяли его от Бога, которому отводилась роль творца, не вмешивающегося в жизнь людей. Человек стал религией возрожденческого ...

Елизавета Николаевна Лихачева
Одной из представительниц русского провинциального дворянства 18 – первой половины 19 века была Елизавета Николаевна Лихачева, урожденная Гурьева, дворянка Кашинского уезда Тверской губернии. Культурный облик которой может служить реальн ...

Характеристика исламской культуры
Характерной чертой исламской культуры является нерасчлененность ее на светскую и религиозную. Это происходит из-за специфического понимания характера связи человека с Богом: исходный принцип Ислама — внеисторическая встреча человека с Бог ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация