Развитие филологии, литературы и историографии

Культура и искусство » Культура эпохи эллинизма » Развитие филологии, литературы и историографии

В эллинистическую эпоху развивается новая отрасль знания, практически полностью отсутствовавшая в классическую эпоху, – филология в широком смысле слова: грамматика, критика текста, литературная критика и пр. Наибольшее значение имела александрийская школа, главной заслугой которой является критическая обработка текста и комментирование классических произведений греческой литературы: Гомера, трагиков, Аристофана и др.

Литература эпохи эллинизма, хотя и становится более разнообразной, значительно уступает классической. Эпос, трагедия продолжают существовать, но становятся более рассудочными, на первом плане – эрудиция, изысканность и виртуозность слога: Аполлоний Родосский (III в. до н.э.), Каллимах (ок. 300 – ок. 240 до н.э.) [5, С. 117].

Своеобразной реакцией на жизнь городов стал особый вид поэзии – идиллия. Идиллии поэта Феокрита (ок. 310 – ок. 250 до н.э.) стали образцами для более поздней буколической, или пастушьей поэзии.

В эпоху эллинизма продолжает развиваться реалистическая бытовая комедия, прекрасно представленная творчеством афинянина Менандра (342/341 – 293/290 до н.э.). Сюжеты его остроумных комедий строятся на бытовых интригах. Широкое распространение получают короткие драматические сценки из жизни обычных горожан – мимы.

Менандру приписывают крылатую фразу:

«Кого любят боги, умирает молодым».

Эллинистическая историография все больше превращается в беллетристику, основное внимание уделяется занимательности изложения, стройности композиции, совершенству стиля. Едва ли не единственным исключением является Полибий (ок. 200–120 до н.э.), стремившийся продолжить традицию Фукидида и первым попытавшийся написать целостную всемирную историю.

Еще по теме:

Модернистские течения в искусстве
Хотя по продолжительности модерн просуществовал недолго (всего 20-30 лет), влияние его в то время на все виды художественной деятельности огромно. Следы модерна можно найти во всем: в архитектуре, в живописи, в монументальном искусстве, в ...

Нарушение норм и нормотворчество
Действенность норм, конечно, не абсолютна, так как все они так или иначе нарушаются. Однако их отнюдь нельзя считать среднестатистическими величинами. Они функционируют как морально или юридически признанные формы поведения или мышления, ...

Человек и община: миф как отрицание индивидуальности и свободы
В мифе человек магически овладевал миром, но не следует ду­мать, будто это приносило ему свободу. Ведь магическая связь са­ма делает своим пленником того, кто к ней обращается. В мифе и магии человек выступает не как самоценное существо, ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация