Известно, что воспитание – это важнейшая функция любого общества, фактор его развития. В науке оно рассматривается в «широком» и в «узком плане». Воспитание в «широком» плане трактуется как закономерный социальный процесс передачи исторически накопленного опыта старшим поколением младшему. В «узком», т.е. в педагогическом смысле, воспитание определяется как «целенаправленный процесс, осуществлямый под руководством специально выделяемых обществом людей -–учителей, педагогов, воспитателей, включающий в себя все виды учебных занятий и внеучебной, специально проводимой воспитательной работы.
Одним из направлений и эффективных средств воспитания творчески активной личности является социально-культурное творчество, суть и назначение которой видится в самодеятельной, творческой инициативе личности, направленное на самообразование, на освоение социально-культурного опыта поколений, на совершенствование и обновление общественных отношений, на формирование культурной среды обитания людей.
Освоение и приумножение, развитие народных национально-культурных и педагогических традиций относится сегодня к числу важнейших направлений в досуговой деятельности детей, подростков и взрослых. Оно вбирает в себя изучение и освоение исторического прошлого своего края, изучение, сохранение, передачу и всяческую популяризацию ремесел, обрядности, ведения домашнего хозяйства и другие элементы. Ориентация на основе национальной культуры в содержании досуговой деятельности предполагает учет целого ряда идей, положений и исходных принципов, вытекающих из существа народных культурно-педагогических традиций. По своему содержанию народные культурно-педагогические традиции располагают большими возможностями для активного воспитывающего воздействия на современную молодежную субкультуру. Взятые в совокупности, они объективно ставят ребенка, подростка перед необходимостью поиска новых качественных видов социально-культурного действия, поиска и конструирования новых социальных взаимоотношений на базе общности интересов и увлечений в сфере досуга.
Идеи непрерывности в освоении и использовании народных культурно-педагогических традиций как средства общественного воспитания молодежи основывается на преемственности усилий семьи, школы, дошкольный и внешкольных культурно-досуговых учреждений и самодеятельных объединений, на наиболее полном и эффективном использовании воспитательного потенциала жилой, социокультурной среды, состоящей из разнообразного контингента индивидуальностей, из нескольких возрастных поколений, способных активно повлиять на социализацию детей и подростков и активизации их социально-культурного творчества.
Культурная среда является благоприятным условием в сохранении и развитии дарования детей, здесь сплетаются и взаимодействуют традиционные элементы культурно-художественных традиций семей, дошкольных учреждений, школ и культурно-досуговых заведений.
Значение этого трудно переоценить. Оно обуславливается тем, что в современной ситуации наблюдается сильная тенденция к разрушению, размыванию локальных культур, нивелированию их, сведению к некой «общенациональной», в которой тонут и самобытность, и само содержание традиционных. В этом процессе огромную роль играют средства массовой информации. Которые активно тиражируют в качестве эталонов образцы мировой «общенациональной» культуры, пренебрегая при этом местными культурными традициями. Это повлекло за собой переориентацию человека с ценностей своей локальной культуры на образцы, предлагаемые профессиональным искусством. Но профессиональное искусство не может заменить собой местную культуру, так как они выполняют разные функции.
Поэтому в сети общественных школ, культурно-досуговых учреждений, на гуманитарных факультетах вузов следует принять меры для скорейшего улучшения качества преподавания фольклорной науки в организации кружковой работы, в привитии первоначальных знаний о фольклоре на местах и, в первую очередь, среди родителей.
Сегодня эти задачи реальны благодаря усиливающейся тяге народа и общественности к восстановлению во многом утраченной системы национальных праздников, обрядности, традиционных форм отдыха и развлечений. Культурно-досуговая сфера становится активной силой в деле возрождения искусства, фольклора, народных ремесел ми других видов национальной культуры. В системе СКД активизируются национально-патриотические факторы воспитания, которые становятся силой, способной противостоять распространению безверия, скептизма, цинизма. Развитие патриотизма способствует укреплению сплоченности и единства всех людей. Через национальное идет путь к интернациональному. Важным резервом в восстановлении и развитии самобытного творческого потенциала народа является организованная художественная самодеятельность, имеющая в своем арсенале богатый опыт коллективной художественной деятельности, профессиональные кадры, участников, обладающих определенным мастерством и стажем художественной деятельности, нормативно-методическую, материально-техническую и учебно-образовательную базу.
Еще по теме:
Религия и эстетика Японии
Главная особенность японской культуры связана с многообразным взаимодействием, взаимопроникновением и борьбой двух начал- мира природы и мира человека. При этом то «мир природы выражался через образ человека…, то, наоборот, мир человека ...
Искусство как создание эстетических ценностей
Искусство выполняет целый ряд функций, разные исследователи насчитывают их до десяти-двадцати. И все же важнейшей, специфической функцией искусства является художественная, которая заключается в его способности целостного конкретно-чувств ...
Наука и образование
«К концу 1927 г. читать и писать научились 10 млн. человек. Грамотные к этому времени в городах составляли 79%, а в деревне — 4,3%. В 1927 г. СССР занимал по уровню грамотности 19-е (!) место в Европе. Неграмотных в возрасте 12 лет и стар ...