Перспективы развития

Культура и искусство » Любительские движения » Перспективы развития

Страница 1

Известно, что воспитание – это важнейшая функция любого общества, фактор его развития. В науке оно рассматривается в «широком» и в «узком плане». Воспитание в «широком» плане трактуется как закономерный социальный процесс передачи исторически накопленного опыта старшим поколением младшему. В «узком», т.е. в педагогическом смысле, воспитание определяется как «целенаправленный процесс, осуществлямый под руководством специально выделяемых обществом людей -–учителей, педагогов, воспитателей, включающий в себя все виды учебных занятий и внеучебной, специально проводимой воспитательной работы.

Одним из направлений и эффективных средств воспитания творчески активной личности является социально-культурное творчество, суть и назначение которой видится в самодеятельной, творческой инициативе личности, направленное на самообразование, на освоение социально-культурного опыта поколений, на совершенствование и обновление общественных отношений, на формирование культурной среды обитания людей.

Освоение и приумножение, развитие народных национально-культурных и педагогических традиций относится сегодня к числу важнейших направлений в досуговой деятельности детей, подростков и взрослых. Оно вбирает в себя изучение и освоение исторического прошлого своего края, изучение, сохранение, передачу и всяческую популяризацию ремесел, обрядности, ведения домашнего хозяйства и другие элементы. Ориентация на основе национальной культуры в содержании досуговой деятельности предполагает учет целого ряда идей, положений и исходных принципов, вытекающих из существа народных культурно-педагогических традиций. По своему содержанию народные культурно-педагогические традиции располагают большими возможностями для активного воспитывающего воздействия на современную молодежную субкультуру. Взятые в совокупности, они объективно ставят ребенка, подростка перед необходимостью поиска новых качественных видов социально-культурного действия, поиска и конструирования новых социальных взаимоотношений на базе общности интересов и увлечений в сфере досуга.

Идеи непрерывности в освоении и использовании народных культурно-педагогических традиций как средства общественного воспитания молодежи основывается на преемственности усилий семьи, школы, дошкольный и внешкольных культурно-досуговых учреждений и самодеятельных объединений, на наиболее полном и эффективном использовании воспитательного потенциала жилой, социокультурной среды, состоящей из разнообразного контингента индивидуальностей, из нескольких возрастных поколений, способных активно повлиять на социализацию детей и подростков и активизации их социально-культурного творчества.

Культурная среда является благоприятным условием в сохранении и развитии дарования детей, здесь сплетаются и взаимодействуют традиционные элементы культурно-художественных традиций семей, дошкольных учреждений, школ и культурно-досуговых заведений.

Значение этого трудно переоценить. Оно обуславливается тем, что в современной ситуации наблюдается сильная тенденция к разрушению, размыванию локальных культур, нивелированию их, сведению к некой «общенациональной», в которой тонут и самобытность, и само содержание традиционных. В этом процессе огромную роль играют средства массовой информации. Которые активно тиражируют в качестве эталонов образцы мировой «общенациональной» культуры, пренебрегая при этом местными культурными традициями. Это повлекло за собой переориентацию человека с ценностей своей локальной культуры на образцы, предлагаемые профессиональным искусством. Но профессиональное искусство не может заменить собой местную культуру, так как они выполняют разные функции.

Поэтому в сети общественных школ, культурно-досуговых учреждений, на гуманитарных факультетах вузов следует принять меры для скорейшего улучшения качества преподавания фольклорной науки в организации кружковой работы, в привитии первоначальных знаний о фольклоре на местах и, в первую очередь, среди родителей.

Сегодня эти задачи реальны благодаря усиливающейся тяге народа и общественности к восстановлению во многом утраченной системы национальных праздников, обрядности, традиционных форм отдыха и развлечений. Культурно-досуговая сфера становится активной силой в деле возрождения искусства, фольклора, народных ремесел ми других видов национальной культуры. В системе СКД активизируются национально-патриотические факторы воспитания, которые становятся силой, способной противостоять распространению безверия, скептизма, цинизма. Развитие патриотизма способствует укреплению сплоченности и единства всех людей. Через национальное идет путь к интернациональному. Важным резервом в восстановлении и развитии самобытного творческого потенциала народа является организованная художественная самодеятельность, имеющая в своем арсенале богатый опыт коллективной художественной деятельности, профессиональные кадры, участников, обладающих определенным мастерством и стажем художественной деятельности, нормативно-методическую, материально-техническую и учебно-образовательную базу.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Средневековые картины мира, системы ценностей, идеалы человека
Каждый период исторического и культурного развития имеет свое мироощущение, свои представления о природе, времени и пространстве, порядке всего существующего, об отношении людей друг к другу, т.е. то, что можно назвать картинами мира. Они ...

Невьянская икона. Традиции Древней Руси и контекст Нового времени
Невьянская икона . Это словосочетание заняло ныне в уральском искусствоведческом лексиконе место рядом с такими понятиями, как пермская деревянная скульптура, каслинское чугунное литье, златоустовская гравюра на стали. А еще недавно она б ...

Арабский классицизм
Когда ты вступаешь в бой, самые длинные копья оказываются короткими, и одна твоя капля в дарах и сражении равна морю. Когда наступила ночь, двойной мрак охватил поле боя — мрак ночи и облако пыли. С наступлением утра все озарилось свето ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация