Проблемы режиссуры: организация и постановка массовых зрелищ

Культура и искусство » Массовые зрелища: традиции и современность » Проблемы режиссуры: организация и постановка массовых зрелищ

Страница 6

В постановке массовых зрелищ на стадионе режиссер и художник учитывают не только рабочее пространство стадиона, но и окружающее пространство, их соотношение, которое влияет на общее решение массового действия. Большое пространство стадиона диктует режиссеру и художнику необходимость создания как центрального пункта действия, так и отдельных опорных точек, которые далее могут стать основными для главных эпизодов массового действия. Режиссеру не следует забывать о том, что на стадионе сложно удерживать внимание нескольких сотен тысяч людей. Следует заранее продумать, как и на чем сфокусировать внимание – точно определить игровые точки. Если все это сделать на макете и «проиграть» все массовое зрелище, выстроить его динамику, композицию массовых сцен, их пластичный образ, определить основные опорные точки – это значительно упростит весь творческий процесс постановки.

Помимо радости творчества массовое представление несет в себе огромное количество трудностей, прежде всего организационного и экономического характера. В крупномасштабном мероприятии творческие идеи могут быть воплощены, только если они задумываются изначально в реальных организационно-экономических формах. На преодоление лавины организационно-экономических трудностей в стадии реализации замысла уходит сил и времени во многие десятки раз больше, чем на решение самых серьезных проблем творческого характера. Ни театр, ни кино как искусства постановочные не знают такой бросающейся в глаза диспропорции между творчеством и экономикой. Это связано с временностью постановочных групп массовых действ, разовостью мероприятий и полнейшим отсутствием какой-либо постоянной производственной базы. В этой области требуются большие перемены. Искусство массовых праздников должно обрести и постоянную постановочную организацию, и собственное производство. И совершенно необходимо и вполне реально сделать его финансово-рентабельным.

Анализируя методику организации и проведения массовых зрелищ можно отметить два наиболее распространенных вида недостатков. Прежде всего - недопонимание массового зрелища именно как явления искусства, недооценка его художественной стороны. Организаторы массовых зрелищ довольно мало обращаются к эмоциональной сфере восприятия человека, а систематически перегружают его умственное восприятие. Они порой недооценивают тягу человека к красоте, образному мышлению, а то и просто к веселому, радостному общению, карнавальному веселью, шуткам, смеху.

При таком понимании своих задач массовое действо предстает в качестве некоего организационного комплекса с элементами стандартизации. Один становится похожим на другой. В качестве примера можно сослаться на некоторые праздники профессий, проводов в армию, последнего звонка, посвящения в специальность, чествования ветеранов. Непременным условием, которых стали такие элементы, как президиум, доклады, речи, сложившийся штамп деления на официально-торжественную, художественно-концертную и танцевально-игровую части. В результате массовые действа, посвященные ярким, значительным событиям, становятся шаблонными и безликими, вызывают у участников чувство неудовлетворенности, порой даже раздражения. Речь не идет, разумеется, об отрицании торжественного момента в празднике, об отказе от официальной церемонии по тому или иному случаю. Однако массовое празднество нельзя сводить только к ним, игнорируя его образное сценарно-режиссерское решение, воплощающееся в красочном зрелище, театрализованном митинге или массовом празднестве.

С другой стороны, чрезвычайно серьезным недостатком массового зрелища является, как это ни парадоксально, еще встречающийся подчас нетворческий, пренебрежительный подход сценаристов, режиссеров-постановщиков к этому сложному виду искусства, отношение к нему как к второстепенному делу, не требующему специальных навыков и умений. Необходимо предостеречь режиссеров и сценаристов от непонимания специфики массового праздника как художественного явления, требующего особой формы выражения. В результате такого непонимания ряд сценаристов и режиссеров стремится механически перенести в массовое зрелище опыт драматического театра с его «любовью» к большим диалогам и монологам, тогда как они должны создавать спектакли, в которых не следует увлекаться психологическими нюансами, а помнить, что они имеют дело с искусством большого действия - зримым, создающимся широкими мазками, похожим на плакат.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

О массовых праздниках в Древней Греции
Первоначальная цель всякой праздничной процессии имела тесное отношение к культу; это было торжественное шествие жрецов и жертвоприносителей, в котором приводились к храму или алтарю предназначенные для божества жертвы, приносились ему да ...

Фонды, созданные в Национальном музее Республики Башкортостан
Задача Национального музея Республики Башкортостан - дать такой объем информации о нашем крае, чтобы всем посетителям было интересно и комфортно в стенах "храма" истории и культуры. Музей дает возможность посетителям проследить ...

Исторические типы морали
Исторический тип морали определяется целой совокупно­стью признаков: соотношением моральных норм и обычаев, характером санкций, соотношением поступка и его мотива, в конечном итоге — степенью автономности субъекта нравствен­ности, зрелост ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация