Шумерский пантеон

Культура и искусство » Месопотамская культура и космогонические мифы Древнего Шумера » Шумерский пантеон

История формирования и развития мифологических представлений прослеживается на материалах изобразительного искусства приблизительно с сер. VI тыс. до н.э., по письменным источникам – с нач. III тысячелетия.

Шумерская художественная литература состоит из мифов, эпических поэм, гимнов, надгробных плачей, «летописей» и поучений. В настоящее время исследователям известны целиком или в большей своей части 20 шумерских мифов, повествующих о сотворении и устройстве вселенной, о рождении богов, об их дурных и добрых деяниях, о сотворении человека, о потопе, ниспосланном в наказание людям, о тайнах смерти и подземного царства.

Ко времени образования первых шумерских городов-государств, видимо сформировалось представление об антропоморфном божестве. Божества – покровители общины являлись в первую очередь олицетворением творящих и производительных сил природы, с которыми соединяются представления о власти военного вождя племени-общины, совмещённые с функциями жреца. В каждом городе-государстве сохранились свои божества-герои. До кон. III тыс. до н.э. не было единого систематизированного пантеона.

В III тыс. до н.э. в Шумере можно насчитать – по крайней мере, по именам – несколько сот богов. Главнейшими среди этих сотен божеств были бог неба Ан, бог воздуха Энлиль, водяной бог Энки и великая богиня-мать Нинхурсаг.

Бог неба Ан некогда считался у шумеров главным божеством всего пантеона, хотя в дошедших до нас источниках, восходящих примерно к 2500 г. до н.э., эта роль приписывалась уже богу воздуха Энлилю. Городом-государством, где находилось главное святилище Ана, был Урук.

Итак, главенствующим божеством стал бог воздуха Энлиль.

Исследователь В. Емельянов утверждает: Ан – старейшина богов, существовавший ещё до отделения Неба и Земли. Он никогда не изображается действующим, но всегда советующим.

Энлиль (чьё имя переводится как «господин Дуновение») – божество со множеством функций, сводящихся к одному ядру. Он повелитель воздуха и ветра, властитель мира, расположенного между небом и землёй; он второй глава Собрания богов, утверждающий царя на престоле; он господин чужих стран; он предводитель всех внешних сил местности; он устроитель гибельного потопа. Энлиль – покровитель естественных законов, и прежде всего законов биологического возраста, старения и смерти. Он устраивает потоп потому, что вечная жизнь шумерских городов была бы противоестественной. Город Энлиля – Ниппур.

Энки («господин Земли») – сила, во многом противоположная Энлилю. Это, прежде всего, повелитель пресных и подземных вод; это создатель и покровитель человечества; это умелец, искусник и маг, обучающий своим хитрым искусством младших богов, с тем, чтобы они передали его премудрость людям. Энки любит преодолевать естественный закон. Энки лечит больного, восстанавливает чистоту осквернённого, покровительствует любой попытке изменить предопределение и исправить естественное положение дел.

Четвёртым созидательным божеством, как пишет С. Крамер, была богиня-мать Нинхурсаг, известная также под именем Нинмах («высокая госпожа»). Кроме того, Нинхурсаг имела имя Нинту («госпожа, давшая жизнь»). Она считалась покровительницей всех живых существ, богиней-матерью.

Димузи («истинный сын») – божество весенних процессов и покровитель скотоводов (поощряет размножение скота). В канун летнего солнцестояния Димузи уходит в подземный мир, передавая земле свою плодоносную силу.

Инанна («госпожа небо») – богиня планеты Венера, олицетворяет силу любовной и воинской страсти. Инанна воплощает стихийную силу природы и человеческие эмоции, а также во многом является олицетворением женского начала в природе и обществе.

Во главе области мира мёртвых стояли супруги Нергал и Эрешкигаль, а решения принимали в нём грозные судьи людей Ануннаки.

Второе поколение шумерских богов ярче всего представлено богами Луны (Нанна), Солнца (Уту) и мирного труда (Нинутра).

В. Емельянов определяет специфику шумерского понимания божества6 шумеры видели в своей религии прежде всего начало возвышенное, упорядоыенное и светоносное. Об этом говорит написание слова «бог» - знак, обозначающий одновременно небо, звезду и властителя небесных звёзд Ану. В божестве важна не сила и способность наделять мир различными благами, а удалённость от суеты здешней жизни, ясный свет, испускаемый с небес на землю, и обладание наглядно воспроизводимыми законами, которым должно подчиняться всё мироздание.

Еще по теме:

Изобразительное искусство, архитектура, театр и киноискусство в 1920-30 гг
В данный период происходят значительные изменения и в изобразительном искусстве. Несмотря на то, что в 20-е годы продолжают существовать Товарищество передвижных выставок и Союз русских художников, появляются и новые объединения в духе вр ...

Пути активизации собирательства
Завершить наше исследование хотелось бы некоторыми умозаключениями относительно путей активизации современного до-музейном собирательства. 1.Необходимо отметить, что собирательство (в том числе музейное) на Западе и в России - диаметраль ...

Искусство в пространстве культуры
Сущность художественной культуры заключается в том, что творец (профессионал, любитель, народный умелец) благодаря своим развитым чувствам образно познает и образно же моделирует какой-то фрагмент реальности, а затем передает это зрителю ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация