Теоретическое понимание культуры

Культура и искусство » Место и функции культуры в обществе » Теоретическое понимание культуры

Страница 1

Термин культура стал употребляться как самостоятельное понятие лишь с XVIII века, до этого он употреблялся в словосочетаниях, обозначая качество того или иного явления относящегося к неприродной сфере. Например Немецкий правовед и историк Пуфендорф называл культурным человеком, человека подвергшегося воздействию цивилизации, в отличии от человека естественного, природного, то есть собственно дикаря. Этим термином так же обозначали, те формы цивилизации, которые создавались отдельными народами, мы и сейчас используем термин культура, в этом смысле говоря о национальной культуре [4, c. 146].

Слово "культура" происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали "культурным". Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от "некультурного" простого народа. Немецкое, слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово "культура" все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием [9, c. 200].

В XIX и ХХ веках понятие культуры вошло в обиход социологов и психологов, публицистов, политиков и даже широких слоев населения. В конце XIX века сложилась характерная для западной культурологии традиция исследовать культурологию в комплексе антропологических дисциплин. Этот подход к культуре был заложен Э. Тайлором, который определил ее как: целостный комплекс, который включает в себя знания, верования, искусство верования, нравы право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, приобретаемые человеком как членом общества. В настоящее время существует порядка 500 дефиниций культуры. В настоящее время существует порядка 500 зафиксированных подходов к определению сущности культуры. Делались попытки систематизировать этот многообразный методологический аппарат. Выделяют, например:

Описательные методы постижения культуры – они просто перечисляю, заведомо неполно отдельные элементы и проявления культуры (например, обычаи верования, виды деятельности).

Антропологические - исходят из того, что культура есть совокупность продуктов человеческой деятельности, мир вещей противостоящих природе.

Ценностные - трактуют природу как совокупность духовных и материальных ценностей.

Нормативные - исходят из того что содержание культуры составляют нормы и правила регламентирующие жизнь людей.

Адаптивные - трактуют культуру как свойственный людям способ удовлетворения потребностей, как особый вид деятельности, посредством которой они приспосабливаются к природным условиям.

Исторический подчеркивают что культура есть продукт истории общества и развиваются путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению.

Функциональное характеризуют культуры через функции которые она выполняет в обществе, и рассматривают, прежде всего, единство и взаимосвязанность этих функций в ней.

Семиотические - рассматривают культуру как систему знаков используемых обществом.

Символические - акцентируют внимание на использовании символов в культуре.

Герменевтические – видят главный путь изучения культуры в множестве текстов, которые интерпретируются и осмысливаются людьми.

Идеационные – определяют культуру как духовную жизнь общества, как поток идей и других продуктов духовного творчества, которые накапливаются в социальной памяти.

Психологические - указывают на связь культуры с психологией поведения людей и видят в ней социально обусловленные особенности человеческой психики.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Пять принципов Ле Корбюзье
В начале 1920-х Ле Корбюзье окончательно сформулировал пять принципов единства архитектуры и конструкции, которые оформились под названием пуризма. 1. Колонна, которая свободно стоит в открытом пространстве жилища. В начале XIX в. Джон ...

Смена норм
Когда нравственные нормы запрещают совершать некоторые действия, которые многие личности желают совершить, возникает другой феномен отклоняющегося поведения - нормы оправдания. Это культурные образцы, с помощью которых люди оправдывают ос ...

Авангардизм
Однако долгое время в обществе царило непонимание нового искусства, язык которого заметно изменился по сравнению с классическим, считавшим образцом для подражания античность и Возрождение. Авангардизм, как и искусство модернизма в целом, ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация