Основной момент в работе над гласными – воспроизведении их в чистом виде то есть без искажений. В речи смысловую роль выполняют согласные, поэтому не совсем точное произношение гласных мало влияет на понимание слов. В пении длительность гласных возрастает в несколько раз, и малейшая неточность становится заметна и отрицательно влияет на чёткость дикции.
Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой округлой манере формирования. Это необходимо для обеспечения тембральной ровности звучания хора и достижение унисона в хоровых партиях. Выравнивание гласных достигается путём перенесения вокальной правильной позиции с одной гласной на другую с условием плавности перестройки артикуляционных укладов гласных.
А.В. Свешников составил схему выравнивания гласных, которую по его выражению применял в зависимости от того «что требуются звуки» (осветление, озвончение или округление). По этой схеме выравнивания можно начинать с любой, лучше всего звучащей гласной в хоре когда каждое звено при пение охватывало все гласные.
Округление гласных осуществляется за счёт прикрытия звука, не следует путать это понятие с сонбированием т.е. затемнением.
а |
е |
и |
о |
у |
а – е – и – а а – е – о – а а – е – у – а |
е – а – и – е е – а – о – е е – а – у – е |
и – а – е – и и – а – о – и и – а – у - и |
о – а – и – о о – а – е – о о – а – у – о |
у – а – и – у у – а – е – у у – а – о – у |
а – и – е – а а – и – о – а а – и – у – а |
е – а – а – е е – и – о – е е – и – у – е |
и – а – а – и и – е – о – и и – е – у – и |
о – е – а – о о – е – и – о о – е – у – о |
у – е – а – у у – е – о – у у – е – и – у |
а – о – и – а а – о – е – а а – о – у – а |
е – о – а – е е – о – и – е е – о – у – е |
и – о – е – и и – о – а – и и – о – у – и |
о – и – а – о о – и – е – о о – и – у – о |
у – и – а – у у – и – е – у у – и – о – у |
а – у – и – а а – у – е – а а – у – о – а |
е – у – а – е е – у – о – е е – у – и – е |
и – у – е – и и – у – е – и и – у – о – и |
о – у – а – о о – у – е – о о – у – и – о |
у – о – а – у у – о – и – у у – о – е – у |
С точки зрения работы артикуляционного аппарата образование гласного звука связана с формой и объёмом ротовой полости. Формирование гласных в высокой певческой позиции в хоре представляет определённую трудность.
Звуки «У, Ы» - формируются и звучат более глубоко и далеко. Но фонемы имеют устойчивое произношение, они не искажаются, в словах эти звуки труднее поддаются, индивидуализированному произношению, чем «А, Е, И, О». У разных людей, они звучат приблизительно одинаково.
Отсюда и следует специфическое хоровое применение этих звуков при исправление «пестроты» звучания хора. И унисон достигается легче именно на этих гласных, а также тембрально хорошо выравнивается звук. При работе с произведениями, после пропевания мелодии на слоги «ЛЮ», «ДУ», «ДЫ» - исполнение со словами приобретёт большую ровность звучания, но опять же если певцы хора внимательно будут следить за сохранением одинаковой установки артикуляционных органов, как при пение гласных «У и Ы».
«У» Требует высокого подсвязочного давления, естественная певческая установка гортани. Использование гласной «У», особенно на начальном этапе работы над певческим навыком в хоре, важно для выработки певческого дыхания, ликвидация горлового пения, форсированного звучания, возникающего у певцов от неправильного положения гортани. С применением мягкой атаки эта гласная помогает сглаживать регистры на переходных звуках и округлять их. Свешников считал гласную «У» головной, пение которой вырабатывает высокую вокальную позицию. И поскольку «У» является «тёмной» гласной, долгое пение на ней приводит к «тусклому звучанию». А.В. Свешников рассветлял её на упражнениях (У – А).
Еще по теме:
Художественные образы. Орнамент
Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которое проявляется во всем, начиная с вы ...
Нобелевские лауреаты в области химии
Николай Николаевич Семёнов (3 апреля 1896, Саратов — 25 сентября 1986, Москва). Основные научные достижения ученого включают количественную теорию химических цепных реакций, теорию теплового взрыва, горения газовых смесей. В 1956 получил ...
Музыка
Что касается других видов искусства, то наибольшую славу стяжала себе нидерландская музыкальная школа, которая заняла по существу господствующее положение и в других странах Европы. Нидерландские композиторы писали главным образом сочинен ...