При отборе наиболее эффективных приемов вокальной работы с детьми следует опираться на опыт прогрессивных методистов прошлого и настоящего времени.
Среди известных методических приемов для развития слуха и голоса можно выделить следующие.
Приёмы развития слуха, направленные на формирование слухового восприятия и вокально-слуховых представлений:
· Слуховое сосредоточение и вслушивание в показ учителя с целью последующего анализа услышанного;
· Сравнение различных вариантов исполнения с целью выбора лучшего;
· Введение теоретических понятий о качестве певческого звука и элементах музыкальной выразительности только на основе личного опыта учащихся;
· Использование детских музыкальных инструментов для активизации слухового внимания и развития чувства ритма;
· Повторения отдельных звуков за инструментом с целью научится выделять высоту тона из тембра не только голоса, но и музыкального инструмента;
· Подстраивание высоты своего голоса к звуку камертона, рояля, голосу учителя или группы детей с наиболее развитым слухом;
· Пение «по цепочке»;
· Моделирование высоты звука движениями руки;
· Отражение напровления движения мелодии при помощи рисунка, схемы, графика, ручных знаков, нотной записи;
· Настройка на тональность перед началом пения;
· Устные диктанты;
· Задержка звучания хора на отдельных звуках по руке дирижёра с целью выстраивания унисона, что заставляет учащихся сосредоточивать слуховое внимание;
· Выделение особо трудных интонационных оборотов в специальные упражнения, которые исполняются в разных тональностях со словами или вокализацией;
· В процессе разучивания произведения смена тональности с целью поиска наиболее удобной для детей, где их голоса звучат наилучшим образом;
· Письменные и устные задания на анализ вокального исполнения;
· Выделение звуков из гармонических интервалов и аккордов и воспроизведение их хором в мелодическом и гармоническом вариантах и т.п.
Основные приемы развития голоса, относящиеся к звукообразованию, артикуляции, дыханию, выразительности исполнения:
· представление «в уме» первого звука до того, как он будет воспроизведён вслух;
· вокализация певческого материала легким стаккатированным звуком на гласный «У» с целью уточнения интонации во время атаки звука и при переходе со звука на звук, а также для снятия форсировки;
· вокализация песен на слог «лю» с целью выравнивания тембрового звучания, достижения кантилены, оттачивания фразировки и пр.;
· выработка активного piano как основы воспитания детского голоса;
· при пение восходящих интервалов верхний звук исполняется в позиции нижнего, а при пении нисходящих – напротив: нижний звук следует стараться исполнять в позиции верхнего;
· расширение ноздрей при входе (а лучше – до вдоха) и сохранения их в таком положение при пении, что обеспечивает полноценное включение верхних резонаторов, при этом движении активизируется мягкое небо, а эластичные ткани, выстилаются упругими и более твердыми, что способствует отражению звуковой волны при пении и, следовательно, резанирование звука;
· целенаправленное управление дыхательными движениями;
· произношение текста активным шёпотом, что активизирует дыхательную мускулатуру и вызывает чувство опоры звука на дыхание;
· беззвучная, но активная артикуляция при мысленном пении с опорой на внешнее звучание, что активизирует артикуляционный аппарат и помогает восприятию звукового эталона;
Еще по теме:
Концептуализация понятия «модернизм» в персональных теориях
Хосе Ортега– и– Гассет (1883– 1955) – испанский философ, публицист, издатель. С 1910 по 1936 руководил кафедрой метафизики Мадридского университета, оказав заметное влияние на формирование испанской философской мысли 20 в. Принимал активн ...
Значение психологических тренингов в детском хоре
Оригинальным является метод внедрения психологического теста в работу с детским хоровым коллективом. Что несомненным является показатели внутреннего состояния ребенка, необходимо важно знать его эмоциональное состояние, отношение к окружа ...
Минусинский музей
Важную роль в научном изучении сибирского края в 19 веке играли местные музеи. В 1877 году одним из первых краеведческих музеев в Сибири стал Минусинский музей. Инициатива его создания принадлежала городскому аптекарю Н.М.Мартьянову.
Уст ...