Арабо-мусульманская культура складывается в VII—X вв. Ее формирование связано с процессом взаимодействия культур арабов и завоеванных ими народов Ближнего и Среднего Востока, Юго-Западной Европы и Северной Африки. В процессе завоевания арабы ассимилировали культурные ценности народов на базе домасульманской культуры. Ислам как бы «собрал в едином этническом и религиозном «поле» — арабо-мусульманском обществе — «урожай» всех тех научных и культурных достижений, которые были накоплены к тому времени в разных странах». Также важнейшим фактором, обеспечивающим преимущество в развитии арабской культуры над европейской, был арабский язык: язык Корана был международным, объединяющим страны арабского халифата. Поэтому культура мусульманского Востока в эпоху раннего средневековья по своему развитию была значительно выше, чем в европейских странах, а также стала связующим звеном между античной и средневековой эпохой Западной Европы.
Однако пренебрежительное отношение к достижениям культуры немусульманских стран, отрицание светского образования (до XVIII века мусульманские народы не имели никакой литературы, книгопечатание, население было малограмотным), отсутствие женского образования привело к тому, что Ислам стал тормозом в развитии культуры, а арабский мир утратил все свои былые достижения.
Для многих из нас ислам ассоциируется с актами экстремизма, «джихадом», с нефтедолларами, униженным положением женщин в «парандже», многоженством, экзотикой сказок «Тысяча и одна ночь», судьбой английского писателя индийского происхождения С.Рушди, автора «Сатанинской поэзии», и религиозным фанатизмом. Такой набор стереотипов не способствует взаимопониманию разных народов как в самой России, так и в мире вообще. Исламская культура своеобразна и неповторима.
Ислам характеризуется большой простотой принципов: Бог, единый и всемогущий, ниспослал людям текст- Коран, который Он передал с помощью человека по имени Магомет.
Признать всемогущество Бога – значит повиноваться его воле. Смысл слова «ислам»- «повиновение». Повиновение Богу заключается в том, чтобы повиноваться Его слову, то есть строго соблюдать предписания Корана.
Наиболее фундаментальные из этих предписаний - «пять столпов ислама»: символ веры (шахада), молитва пять раз в день, пост, милостыня (закят) и паломничество (хадж). Однако благочестивый мусульманин должен хорошо знать весь Коран, так как вся его общественная и частная жизнь должна соотносится с ним. Коран рекомендует верующим рассказывать его всякий раз, когда это возможно. Тысяча верующих знают его наизусть от корки до корки.
Еще по теме:
Мировоззрение российского общества
Экспансия Московского государства привела к ликвидации последнего очага древнерусской цивилизации – новгородской субкультуры, конвергентной и внутренне открытой для диалога с Западом.
Культура Московского царства внешне, казалось, была о ...
Возможное решение проблемы соотношения массовой и элитарной культур в США
В итальянской газете “Cinema Nuovo” было опубликовано замечательное ретроспективное суждение: «Сегодня мы должны исходить из того обстоятельства, что в американском обществе массовая культура превратилась в отличительный знак времени. Ост ...
К. Коровин
Выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, учившийся с Левитаном у Саврасова, а потом у Поленова, К.А. Коровин (1861 - 1939) является наиболее ярким представителем русского импрессионизма. В таких произведениях, как пейза ...