В течение многих столетий, например, определяющим фактором русской жизни, русской культуры и нравственности было православие. Из 708 дошедших до нас рукописей XI-XIV вв. только 20 были светского содержания. И этимологическое родство обоих слов «культ» и «культура» имеет глубокий социально-исторический смысл. «Культура, – пишет Н.А. Бердяев, – родилась из культа. Истоки ее – сакральны. Вокруг храма зачалась она и в органический свой период была связана с жизнью религиозной. Так было в великих древних культурах, в культуре греческой, в культуре средневековой, в культуре раннего Возрождения. Культура – благородного происхождения. Ей передался иерархический характер культа. Культура имеет религиозные основы. Это нужно считать установленным с самой позитивно-научной точки зрения». Действительно, разве со всей очевидностью не подтверждено многочисленными археологическими и антропологическими исследованиями, что еще в условиях первобытного строя духовный мир человека, его искусство, его нравственность и начальные проявления научного знания мучительно рождались из веры и имели чисто религиозную основу?
Таким образом, как бы ни относилась к религии марксистско-ленинская идеология, в принципе всегда ее отвергавшая, вера как внутренняя потребность людей, лежащая в основе религии, не только породила и в течение тысячелетий питала культуру, но была и остается одним из главных консолидирующих и стабилизирующих факторов общественной жизни. Даже такой отнюдь не религиозный писатель, как Горький, считал, что «Бог есть комплекс . идей, которые будят и организуют социальные чувства, имея целью связать личность с обществом, обуздать зоологический индивидуализм». Конечно, мы не должны полностью отождествлять понятия «вера» и «религия» с какой-то определенной конфессией, а тем более с таким ее бюрократическим проявлением, как церковь, хотя она и стремится выполнять роль духовного пастыря и хранителя нравственного здоровья народа. Ведь человек может не принадлежать ни к одной из религий и быть в то же время глубоко верующим. В данном случае следует иметь в виду расширительное определение религии, принятое в современной социологии и общественной психологии. Слово «религия» нередко употребляется в этих науках для обозначения любой системы взглядов и действий, которой придерживается какая-либо группа людей и которая служит индивиду схемой ориентации и объектом поклонения. Первым, кто предложил такой подход к религии, был один из основоположников философии позитивизма, французский ученый Огюст Конт (1798-1857). Он претендовал на то, чтобы превратить свое атеистическое учение о всесилии идей в некую «научную», «истинную» религию, которая должна была стать новым фактором сплочения общества.
Без веры в широком смысле, чаще всего выливающейся в форму определенной религии, ни одно общество, ни один народ существовать не могут, хотя это возможно для отдельных выдающихся личностей типа Ф. Ницше и его «сверхчеловека», которые от своего безверия отнюдь не становятся счастливее. История не знает стерильно безрелигиозных обществ и народов, ибо, как сказал Ф. Бэкон: «Атеизм – это тонкий слой льда, по которому может пройти один человек, целый же народ ухнет в бездну». Поэтому наряду с определениями современного человека, как «Гомо сапиенс» и «Гомо симболикус», существует и такое его определение, как «религиозное животное». Действительно, на протяжении тысячелетий меняется не столько сила и психологическая основа человеческих верований, сколько их содержание и объекты поклонения. Сначала люди поклонялись фетишам и идолам, затем – многим богам (политеизм), еще позднее – единому Богу – Христу, Аллаху, Будде или Конфуцию, причем буддизм и конфуцианство выглядят скорее не как религия, а как свод нравственно-государственных законов и определенная идеология.
Из сказанного выше вытекает, что вера как в ее современной идеологической ипостаси, так и в традиционной, собственно религиозной форме, была и остается важнейшей составной частью любой культуры. Роль религии как созидательной силы, объединяющей огромные массы людей во времени и пространстве, всячески подчеркивали русские мыслители и писатели и, в частности, Ф.М. Достоевский. Так, удивительную жизнеспособность еврейского народа, сохранившего единство и вносящего огромный вклад в мировую культуру вот уже в течение 4 тысяч лет, он объяснял не специфическими условиями его «бездомного» существования, а его древнейшей религией. «И сильнейшие цивилизации в мире не достигали и до половины сорока веков и теряли политическую силу и племенной облик. Тут не одно самосохранение стоит главной причиной, а некая идея, движущая и влекущая нечто такое мировое и глубокое, о чем, может быть, человечество еще не в силах произнести своего последнего слова. Что религиозный-то характер тут есть по преимуществу – это уж несомненно». По этой же причине религиозные учения так же, впрочем, как и идеологические доктрины не могут быть предметом насмешек и сравнения с «духовной сивухой», а тем более объектом преследования и насильственного искоренения. Значение религии для объединения отдельных человеческих «атомов» в живой организм подлинно культурного общества понимали и великий скептик Вольтер, и революционный фанатик Робеспьер, и многие поколения других выдающихся мыслителей и политиков, отнюдь не симпатизировавших клерикалам и даже сомневавшихся в существовании Бога. Религия воспринималась ими как неотъемлемый и созидательный элемент общественной интеграции. Однако вплоть до начала XX в. все подобные «оправдания» религиозного феномена носили в значительной мере интуитивный и умозрительный характер. Лишь с развитием новых, «позитивных» и экспериментальных наук, в частности социологии, общественной психологии и психоанализа, были заложены прочные основы понимания религии как важнейшего «стабилизирующего» фактора человеческой истории вообще. Если считать революции не «локомотивами истории», а патологическим отклонением от гуманистической миссии культуры, то вера и религия всегда были первой жертвой санкюлотов, «штурмующих небо».
Еще по теме:
Премия «Хенкель Арт Авард»
Премия Henkel Art Award была впервые объявлена в 2002 г. Целью премии является лучшее взаимопонимание и культурный обмен между европейскими странами. В течение трёх лет, конкурс проводится в трёх областях современного искусства – живопись ...
В. Серов
Более высокой и значительной была в искусстве этого периода роль Валентина Александровича Серова (1865-1911). Ученик Репина, наследник лучших традиций русской реалистической школы, Серов с самого начала своей творческой деятельности высту ...
Объекты нематериального наследия как неотъемлемая составляющая музейной
традиции
Среди основных функций музея как социального института музееведение не в последнюю очередь выделяет функцию хранения (естественно, вкупе с репрезентацией). Действительно, именно музеефикация тех или иных предметов, то есть превращение их ...