Древняя модель мира

Культура и искусство » Мифологические модели мира » Древняя модель мира

Страница 1

Во времена молодости нашего мира все житейские происшествия в нем облекались человеком в символические формы, очерченные куда более резко, чем в наше время. Страдание и радость, злосчастье и удача разделялись куда более различимо, а человеческие переживания сохраняли ту степень полноты и непосредственности, с которой и поныне воспринимает горе и радость душа ребенка. Всякое действие, всякий поступок следовал разработанному и выразительному ритуалу, возвышаясь до прочного и неизменного стиля жизни. Важные события – рождение, брак, смерть – благодаря ритуальным таинствам достигали блеска мистерии. Болезнь и здоровье разнились намного сильнее, пугающий мрак и суровая зимняя стужа представляли собой настоящее вселенское зло (рис. 1).

Рис. 1. - Осмысляя окружающую реальность, древний человек выстраивал на ее основе свою картину мира

Но чтобы чувствовать себя защищенным среди этой космической борьбы добра и зла, древний человек выстраивал свой мир в виде справедливой, незыблемой духовной системы, в которой высшие божественные силы даруют или наказывают его за праведную или неправедную жизнь. Попробуем и мы с вами представить общие параметры этой древней системы.

Поскольку слух, обоняние, осязание, вкус не оставили следа в архаической мифологии, мы вправе предположить, что ее образы строились исключительно на зрительных впечатлениях человека. По-видимому, осознавая пространство вокруг себя как визуальный круг обитаемого мира, человек делил его на то, что справа от него и то, что слева; что впереди и что позади. Таким образом, мир фиксировался в его сознании четырьмя направлениями, четырьмя сторонами света (рис. 2). Наглядный пример такой пространственной ориентации можно найти в индоевропейских космогониях, где круг порой равнозначен квадрату, а солнце отмечает его углы. Это свойство круга фиксируется в Ригведе, древнеиндийском мифологическом памятнике Х в. до н.э., в котором круг земли зовется «четырехконечный» и «четырехрогий».

Впрочем, и само слово ориентация имеет прямое отношение к направлениям сторон света, происходя от латинского oriens – orientis («восходящее солнце»). В Индии слово «восток» – praci восходит к prаc («передний»), «запад» – paccima к pascat («сзади»). С западом отождествлялась и задняя часть жертвенного коня в древнеарийском ритуале – «ашвамедха». При этом голова коня означала восток.

Вместе с тем, две зоны древнего Космоса, выше и ниже зоны жизнеобитания человека, не были ему доступны. Он не мог подняться в небо, к солнцу и не мог спуститься под землю, в загадочную тьму. Поэтому верхнюю, светлую зону мира, древний человек населил высшими, справедливыми богами, а нижнюю, темную, в которую уходили его предки, он отдал богам Преисподней, Царству мертвых. Но вся эта пространственная ориентация могла осуществляться только при наличии Священного центра обжитого человеком Космоса, через который и проходила вертикальная ось мировой модели, соединяя собой все три священные зоны и кратчайшим путем связывая человека с Небом и Творцом.

Например, в священной книге древнеиранцев-зороастрийцев Авесте верховный бог Ахура Мазда велел первочеловеку Йиме построить квадратный загон – Вару – как жилье для людей и животных, а внутри Вары, по кругу, развести пылающий огонь. Тем же Ахуро Маздой была построена страна - Варена, имеющая четырехугольную форму с кругом в центре, ставшая впоследствии родиной Траэтоны, первого героя древнеиранского мира, зафиксированного у скифов как Таргитай. Аналогом иранской «квадратной Вары» выступает Асгард, город асов, светлых богов скандинавской мифологии, т.е. место обитания сил блага и относительного бессмертия. Асгард, по преданию, будет утрачен в конце золотого века, как исчезнет и Вара, город асуров, к которым принадлежал Йема, но они возродятся с окончательной гибелью мирового зла .

В знаменитом древнеиндийском трактате о политике, так называемой «Артхашастре» Каутильи, боги отделяют упорядоченную территорию, находящуюся под их покровительством, от внешнего мира, где властвуют силы Хаоса (противники богов и противники царя). Пространство воспринимается как неоднородное и внутри государственных границ – наиболее сакральным является Центр (столица), а в столице – царский дворец. Согласно тем же предписаниям, город, как правило, представляет квадрат, четко ориентированный по сторонам света. Примечательно, что и древний Рим носил название «Roma guadrata», с обозначенным круглым центром – «mundus», что говорит о протоиндоевропейском истоке этой мироустроительной идеи (рис. 3, а).

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Дали – король сюрреализма
Даже до поездки Дали в Париж в его работах проявлялись сюрреалистические качества. На картине "Фигура женщины у окна" (приложение 3), написанной в 1925 году, художник изобразил свою сестру Анну-Марию смотрящую из окна на залив ...

Народные промыслы Дона
«Народные ремесла и промыслы Дона» - это подлинная материальная летопись истории народа. Культура Дона самобытна и многообразна. Дон – это и донские казаки, и многонациональный край, в котором проживают представители 104 национальностей. ...

Фовизм
(от фр. fauve - дикий) — направление во французской живописи и музыке конца XIX — начала XX века. На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и стр ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация