Мифологическая модель мира

Культура и искусство » Мифологические модели мира » Мифологическая модель мира

Римская мифология, как и мифология других народов, содержит определённую модель мира. Что скрывается за понятием «модель мира»? Речь идёт о представлении о мироустройстве, которое включает, во-первых, закономерности его возникновения, во-вторых, его структуру, в-третьих, его перспективы.

Мир как «космос» представляет собой упорядоченную структуру, сформировавшуюся «у истоков времён». Эта структура включает богов, природу, человека и мир культуры. Отраженная в мифологическом сознании, подобная структура космоса находит свое выражение в космогонических, антропогенных и культурогенных мифах. Правда, если, к примеру, греческая мифология очень богата подобными аспектами, о чем свидетельствует хотя бы «Теогония» Гесиода), то мифология римлян содержит лишь косвенные свидетельства о том, как происходит космогонический процесс.

В римской мифологии сохранились туманные свидетельства о сотворении мира богом Янусом, которого позже оттеснил бог Юпитер. Со временем центральным космогоническим актом становятся основание самого города Рима. Что же касается антропогонии, то существовали представления о происхождении людей от дуба, об их первоначально дикой жизни и последующей цивилизации культурными героями (Янусом, Сатурном, Пиком, Пилумном и Пикумном). Не случаен традиционный для римлян культ дуба. Его значение подчёркивали многие исследователи. Дж. Фрэзер указывал на мистическую связь дуба с Юпитером, с царями Альба-Лонги, Рима. В этих полулегендарных личностях воплотился дух дуба. В дубовых лесах происходили сакральные браки римских героев - Вирбия и Дианы, Нумы и Эгерии.

Всё это не случайно, поскольку дерево обладало сакральной сущностью. Во всех мифологиях оно рассматривалось как «ось мира», связывавшая три уровня его модели. Со временем воплощением «мирового центра» становятся храмы, посвящённые римским божествам, а ещё позже эту роль приобретает сам город Рим. Не случайно Рим основан на семи холмах. Холм, или гора—это также «мировая ось», мистический характер которой выражен сакральным числом «семь».

Еще по теме:

Инновации в системе моды
Как же происходят развитие, функционирование и смена модных стандартов и объектов? Прежде всего следует отметить, и это применительно к одежде справедливо подчеркивают в своем исследовании А. Крёбер и Д. Ричардсон [67, с.372], что многооб ...

Традиционные культуры и их различия
Традиционные общества и традиционные культуры, где под традицией понимается установившиеся на протяжении веков правила поведения, часто обозначают термином цивилизация. Английский историк и социолог А. Тойнби (1889-1975) насчитал 21 циви ...

Живопись
«Программа партии в области искусства встречала сопротивление художников, тесно связанных с буржуазией, настроенной против Советской власти. Реакционные художники и теоретики искусства прибегали к клевете на большевиков, обвиняя их в том, ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация