Оформление жилища

Культурное наследие Швеции » Оформление жилища

Швеция – это туманное море со множеством мелких прибрежных островов и изрезанный неглубокими заливами берег, это еловые, березовые и сосновые леса, мхи, лишайники и вереск, чистые прозрачные озера и реки, гранитные скалы и валуны. Здесь природа служит образцом сдержанной, лаконичной красоты: бледно-серое северное небо, сочная зелень травы и хвои, темные массивы гранита, белые паруса яхт и чайки над морем. Красота северной страны неброска и сурова, но, если вглядишься в нее – она завораживает.

В начале XVI века Швеция стала независимым королевством, которое в результате завоевательных войн за два века значительно раздвинуло свои границы в районе Балтийского моря. И, как следствие роста могущества страны, начинается бурное строительство. Многочисленные дворцы и поместья строили архитекторы, прошедшие обучение во Франции и Италии, но чужеземным архитектурным формам здесь всегда придавали национальный характер, корнями уходящий в народное зодчество.

Традиционное шведское жилище было в основном деревянным. Только области бедные лесом покрыты фахверковыми сооружениями. Усадьба состояла из жилого дома и хозяйственных построек, объединенных вокруг двора. Архитектура крестьянской усадьбы и деревянных колоколен, складов и гостиниц отличается строгой простотой и скупым декором.

Для жилых помещений с низким потолком характерно небольшое количество мебели и контрастное сочетание белого с красным или красного с зеленым. В домах шведских бондов (свободных крестьян) прямоугольная кровать делалась в виде алькова, у которого стенки с окошками подпирали потолок. Обычно кровать, больше напоминавшая шкаф, ставилась в угол – для тепла и имела соломенную перину. Стены комнат покрытые деревянными панелями, красились в белые или зеленые цвета, а в обстановке обязательно присутствовали красные детали. В красный цвет традиционно красили и фасады домов. Собственно делалось это не для красоты. Деревянные дома покрывались специальным раствором от сырости, который и придавал дереву красный оттенок.

Шведы очень любят свои национальные особенности и чтут культурные традиции, бережно сохраняя памятники жизни и быта своих предков. В столице страны создан уникальный музей-заповедник под открытым небом, Скансен, куда были свезены все сохранившиеся с разных эпох жилые постройки. Здесь есть и потемневшие от времени крестьянские деревянные дома, и особнячки зажиточных купцов, и дома из дворянских поместий. А «население» в национальных костюмах занято традиционными ремеслами: гончарным, кузнечным, ткачеством. В этом музее собрана почти вся история страны.

Средневековые замки, по понятной причине не вошедшие в музей, представляли собой скорее оборонительные, чем жилые сооружения. Это мощные каменные крепости с высокими башнями и узкими окнами. Но интерьеры их менее суровы. Стены покрыты росписью, воспроизводящей растительные мотивы и до половины высоты оформлены резными деревянными панелями. Украшением стен также служило оружие и охотничьи трофеи.

С XVII века началась перепланировка и застройка столицы – Стокгольма. Строится знаменитый Королевский замок – воплощение в архитектуре славы и мощи северной воинственной державы. А спустя столетие шведская архитектура оказалась под влиянием европейских стилей – классицизма и рококо. Произошло это в эпоху короля Густава, правившего всего двадцать лет с 1770 по 1790 годы, но сформировавшийся в этот период времени стиль, названный густавианским, господствовал в Швеции вплоть до половины девятнадцатого века, и приобрел популярность не только на родине, но во Франции и в Италии – этих искушенных законодательницах мод. Более того, густавианский стиль оказал существенное влияние на дальнейшее развитие шведского дизайна мебели и интерьеров.

Своеобразие этого стиля мебели и интерьеров состоит в органичном соединении элементов европейского классицизма и рококо с историческими традициями в шведской архитектуре и декоре. В этом стиле нашли отражение и приглушенные краски и чистота линий шведского пейзажа, красота которого не в сочности цвета, а в тончайших переливах света и тени, в нежном сочетании прохладных полутонов и оттенков.

Спокойная цветовая гамма, симметричность в росписи стен и расположении мебели создавали атмосферу уравновешенности и комфорта, а сочетание белого цвета с резьбой и голубой росписью придавали обстановке нарядность и изящество.

Неповторимое обаяние густавианского стиля до сих пор имеет множество поклонников. И современные шведские интерьеры с белыми стеллажами и шкафами, дверцы которых сделаны из матового стекла, белыми стульями, открытыми полками, со светлым дощатым полом, с диванами, покрытыми льняными чехлами, с большими окнами, пропускающими в комнату много света, с легкими прозрачными занавесками тоже кажется «дышат» временем ГуставаIII.

В этой главе мы узнали об историческом стиле страны. Шведы очень любят свои национальные особенности и чтут культурные традиции, бережно сохраняя памятники жизни и быта своих предков, даже чужеземным архитектурным формам здесь всегда придавали национальный характер, корнями уходящий в народное зодчество.

Еще по теме:

Искусство боди-арт как средство манифестации
Истоки боди-арта уходят корнями в седую древность. Именно на заре развития цивилизации человек начал раскрашивать свое тело. Уже тогда, когда люди еще не умели ткать и в качестве одежды использовали шкуры животных, возникла потребность в ...

История и культура России в конце xix–начале XX в
Обстановка в России на рубеже веков отличалась крайней напряженностью. Сложный клубок создавшихся противоречий – экономических, политических и социальных – между самодержавием и либеральной интеллигенцией, помещиками и крестьянами, фабрик ...

Мотивация социального престижа
На протяжении тысячелетий представители правящих династий и рядовые члены общества формировали собрания социального престижа. Уже в примитивных цивилизациях данная мотивация собирательства прослеживается весьма отчётливо. Описывая обычаи ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация