Первые приобретения. «Церера» и «Флора»

Культура и искусство » Мифы в скульптурах Летнего сада » Первые приобретения. «Церера» и «Флора»

Зимой 1707—1708 гг., появились первые статуи и бюсты в Летнем саду. Современники едины и том, что они были привезены из Польши. Однако, скорее всего, под Польшей здесь подразумевалась нынешняя Западная Украина, где находился весной 1707 г. сам Петр Великий. Известно, что отсюда в начале мая он отправлял в Петербург какие-то картины, мог тогда же привести и произведения пластики. Из первой коллекции скульптуры Летнего сада большинство статуй не дошло до нашего времени. Тем не менее сюжеты их не вызывают сомнений. Вероятно, это была серия скульптур античных богов, олицетворяющих времена года. «Церера» и, возможно, «Флора» до сих пор украшают Летний сад.

Флора (Генрих Мейринг) — италийская богиня цветов, в Новейшее время обычно рассматривалась также как олицетворение весны. Она изображена в длинной рубашке, в руках и подоле у нее цветы, на голове — венок из роз. Парная статуя, изображавшая бога западного ветра Зефира, возлюбленного Флоры, утрачена. Скульптор Генрих Мейринг (1628—1723), по-видимому, происходил из Рейнской области. С конца 1670-х гг. и до смерти работал в Венеции и ее окрестностях, причем на рубеже XVII—XVIII вв. считался едва ли не самым уважаемым среди местных ваятелей. «Флора» — последнее произведение старого мастера, отмеченное печатью усталости. Характерно, что он повторяет здесь композицию своей более ранней статуи «Флоры», ранее хранившейся на вилле Дзагури в Альтикьеро (близ Падуи, Италия).

Церера. (греч. — Деметра) (Томас Квеллинус) — по античной мифологии, богиня плодородия и земледелия. Дочь Сатурна и Реи, мать Прозерпины. Древнейшая италийская и римская богиня производительных сил Земли, злаков, а также подземного мира. В ряде мифов — богиня материнства и брака. Культ Цереры был особенно распространен среди крестьянства. В Новейшее время она обычно рассматривалась также как олицетворение лета.

Церера изображена с колосьями и серпом в руках, что напоминает о созревании хлебов и жатве в середине лета.

Статуя приписывается Томасу Квеллинусу на основании сходства с другими его произведениями из Летнего сада.

Другая серия являла собой аллегории стихий (все эти статуи не сохранились). Были представлены, кроме портретных бюстов, также фигуры богов (из них дошла до наших дней «Минерва»).

Современники по-разному относились к мраморным статуям. Некоторые церковные деятели подозревали Петра I в язычестве и полагали, что он молится на новых «идолов». После Полтавской победы успешное завершение Северной войны стало лишь вопросом времени, и Петр I начал уделять больше внимания строительству Санкт-Петербурга. В 1713 г. сюда приехал знаменитый немецкий архитектор и скульптор Андреас Шлютер вместе со своими учениками. Дополнительный толчок к приобретению скульптуры дало путешествие Петра I по Европе в 1716-1717 гг., когда он посетил Польшу, германские государства, Голландию, Францию и Данию. В ходе своей дипломатической миссии Петр I знакомился с дворцами, парками, художественными коллекциями. В 1716 г., русские дипломатические представители и агенты в Голландии, Франции, Италии получили указания о покупке скульптуры. Наиболее удачные приобретения сделали три доверенных лица царя: в Италии — граф Савва Владиславич, более известный по прозвищу Рагузинский (1668/1669-1738), и Юрий Кологривов (ок. 1690-1754), в Голландии — князь Борис Куракин (1676-1727). Уже 11 августа 1716 г. Куракин доносил о заказе 60 статуй для Петра Великого.

Еще по теме:

Вождение медведя и ряженые
Достойное место в народном театральном искусстве занимает любимое всеми представление с медведями - "Медвежьи потехи". Поводыри в течение многих веков бродили по дорогам России, были частыми гостями на скромных деревенских празд ...

Проблема стереотипов в осмыслении культурного феномена классицизма
«Мне бы хотелось в заключение придумать что-нибудь необыкновенное, блестящее, сверкающее, содержащее в себе определенную мысль» Бомарше, «Севильский цирюльник» Считается, что классицизм — это прежде всего жесткая система правил. В класс ...

По следам Модильяни
Найти «след» Модильяни удаётся и в творчестве Ахматовой - несмотря на то, что большинство произведений парижского периода были ею уничтожены, «тема Модильяни» не могла исчезнуть бесследно. Лишь однажды Анна Андреевна упоминает его имя - в ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация